IBM Watson - великий и ужасный

10 Aug 2018
1209
Прослушать

В последнее время компания IBM Watson Health, позиционируемая как один из лидеров сферы искусственного интеллекта в здравоохранении, испытывает трудности и подвергается нападкам прессы, впрочем, вполне обоснованным.

Все началось с того, что зимой прошлого года представители Онкологического центра доктора Андерсона (M.D. Anderson Cancer Center) в Хьюстоне (США) объявили, что они "заморозили" проект внедрения Watson, хотя после начала сотрудничества в 2012 году они уже вложили в этот проект минимум $62.1 млн. В прессе начали распространяться слухи о проблемах Watson. Затем одна за другой стали появляться компании-выскочки, которые могли выполнять большую часть задач, которые делает Watson, причем быстрее и дешевле. После этого в мае текущего года IBM уволила сотни сотрудников, в основном работающих в купленных до этого компаниях, специализирующихся на аналитике данных - Explorys,Phytel, Merge Healthcare и Truven Health Analytics. Клиенты этих компаний также стали исчезать - например, Phytel, считавшаяся до продажи одним из лидеров в области сбора медицинской информации, потеряла примерно половину клиентов. Впрочем, IBM утверждала, что все эти увольнения не более, чем оптимизация после объединения компаний.

Журнал IEEE Spectrum в своей публикации о компании, назвал этот процесс корпоративной бесхозяйственностью (неумелое управление новыми для компании продуктами и коллективами, отсутствие инноваций), к которой добавились прорывы в технологиях, сделанные конкурентами.

Немецкий журнал Der Spiegel выпустил статью, где отмечает плохие перспективы IBM Watson в германской системе здравоохранения, упомянув хорошо документированные провалы Watson в больницах Марбурга и Гессена. В частности, глава компании Rhön-Klinikum AG, которой принадлежит университетская больница в Марбурге, в феврале этого года так описал эту проблему:

Производительность системы неприемлемая - медицинской экспертизы у IBM просто не было. Она постоянно ошибалась в определении диагнозов, которые мог поставить даже начинающий ординатор.

Испытания в Марбурге были закончены еще до того, как был вылечен первый пациент.

В статье отмечаются несколько причин происходящего, в частности Watson за все это время так и не научился обрабатывать реальные врачебные данные. Система не понимает сокращения, используемые врачами, и другие специфические выражения, которых даже больше в языках, отличных от американского английского. По словам руководителя Rhön-Klinikum AG, "некоторые даже задаются вопросом, не является ли Watson всего лишь маркетинговым блефом IBM, а не лидирующей технологией в мире искусственного интеллекта". Затем он выказался еще резче:

IBM действовала так, как будто она изобретала медицину с нуля. В действительности все это было лишь внешний лоск и у них не было плана. Нашим экспертам пришлось все взять в свои руки.