Во зло или во благо телемедицина для киберхондриков?
Киберхондрия – это разновидность беспокойства человека о своем здоровье, усугубляемая при использовании Интернета для поиска медицинской информации.
Британская газета ввела этот термин еще в начале 2000-х годов как игру слова «ипохондрия». Как и ипохондрия, киберхондрия связана с чрезмерной тревогой о самочувствии.
Это психическое отклонение овладевает все большим числом людей, пропорционально росту медицинских сайтов в сети. Интернет-комментарии, консультации врачей и псевдо-врачей, различного толка целителей и исцеленных являются отличной информационной средой для киберхондриков, которые в прошлом вынуждены были тратить больше времени, чтобы подпитать свои страхи: очно посещать врачи или библиотеки. Это относительно замедляло развитие ипохондрии. В наши дни можно получить доступ к огромному количеству страшилок и советов, как раз и навсегда поправить здоровье. Навязчивые состояния провоцируются с помощью нескольких щелчков мыши.
Приведет ли телемедицина к увеличению числа киберхондриков рассказывает В.С.Тушова, психолог с практическим опытом консультирования более 30 лет, использующая методы эмоционально - образной терапии, песочной терапии и арт-терапии в работе с психосоматическими проблемами.
Валентина Семеновна, как киберхондрия может повлиять на благополучие человека?
- Есть и вред и польза от интернета.
Компьютер, конечно, может повлиять отрицательно, но отлучение от него может вызвать агрессию у киберхондрика, срыв нервной системы.
Сочувствую родственникам. Им хочется перекрыть доступ к интернету интернет-зависимому близкому человеку, но все-таки лучше примите более гуманные методы. Отведите его к ЭОТ-психотерапевту, помогите ему назначить встречу у специалиста, можно кстати в режиме онлайн.
В Москве уже более тысячи специалистов работают очно и онлайн-методом эмоционально-образной терапии. На результат терапии удаленность не влияет. Это одна из телемедицинских услуг. Есть ЭОТ психотерапевты и в других городах: Санкт-Петербурге, Ярославле, Твери, Екатеринбурге, Красноярске, Краснодаре и др.
Возможность удаленного консультирование – это безусловная польза от интернета.
У меня есть клиенты – наши эмигранты из Канады, Америки, Италии (они, конечно, не все ипохондрики). Но возможности интернета являются для них благом и возможностью для исцеления. Мы с ними проводим консультации по различным каналам — приложениям по скайпу, по Вайберу, по Messendger, Whats app, кстати, все эти программы называются мессенджерами, так как они созданы для мгновенной передачи сообщений, текста, аудио и видео, поэтому очень актуальны при возникновении необходимости срочной помощи врача или психотерапевта.
Границ не существует, время работает на нас. Конечно, можно быстро заразиться какой-нибудь навязчивой идеей, подцепить информационный вирус, «заболеть» мнимой болезнью, но с помощью этого же мобильника с приложением можно и вылечиться. Кстати информационный вирус в виде мнимой болезни не случайно прилетит, его может подцепить не пролеченная психологическая травма.
У нее такая тенденция – ретравматизироваться до тех пор, пока ее не пролечат и не разберутся с причинами. Наше тело заблокировано подавленными, замороженными, вытесненными чувствами, и это нам было нужно для выживания, в детстве это нам помогло, спасибо защитным механизмам, которые выработала наша психика.
Но человек взрослеет, пора жить, а не выживать, и эти блоки в теле, выработанные с помощью наших защит начинают нам мешать жить легко и свободно, зачастую приводят к болезням. И мы говорим: «Возраст, чего вы хотите?». Однако, если бы во время пролечить свои старые травмы, болезнь не наступит, я абсолютно в этом уверена. Жаль, что мало кто это осознает.
Наша психика затрачивает колоссальное количество энергии для поддержания этих блоков. Ресурсы организма истощаются, иммунная система начинает давать сбои, и в результате – заболевание, психосоматика.
А как быть, если киберхондрик попался на удочку шарлатана, называющего себя врачом?
- В интернете много всего, как и в жизни, есть сайты с настоящими специалистами, врачами и психотерапевтами, а есть шарлатаны, сомнительные целители и ясновидящие, колдуны и маги.
Но даже в их ловушки и сети мнимый больной попадает не случайно, его «Бессознательное» ищет Всемогущего родителя, папу или маму, которые за него примут решение, позаботятся о нем, уделят внимание и проявят любовь. На этой же дефицитной потребности, потребности в любви, киберхондрик может и в секту угодить…
Нужно ли киберхондрика для его излечения насильно отлучать его от Интернета, компьютера, мобильника?
Ответ на этот вопрос станет понятен, если мы более глубоко продолжим рассматривать психологические причины киберхондрии.
Если человек в детстве получил травму, перенеся операцию, серьезно заболел и попал в больницу, то в его психике произошла фиксация на этой травме, и вот уже взрослый человек панически боится заболеть, вновь и вновь возвращается к мыслям о болезни, находит ее признаки у себя. Так проявляется детский страх. И с ним можно работать. Это несложный довольно частый случай для терапевта ЭОТ.
А еще стоит разобраться с родительскими предписаниями, посланиями, которые они транслировали не всегда вербально.
Назову несколько из них, которые, на мой взгляд, могли бы повлечь за собой ипохондрический синдром.
Психотерапевты, супруги М. и Р. Гулдинги выделяют несколько родительских предписаний, которые влияют на сценарий жизни ребенка. Например, предписание «Не живи!», это может быть нежеланный ребенок, ребенок родился не того пола, мысли матери об аборте, все запечатлелось в психике эмбриона – ребенка. Чем хороша работа с образами методом ЭОТ, так это тем, что можно проработать довербальную перинатальную травму. Даже это можем исцелить.
Возможно – этот киберхондрик был так называемым «замещающим» ребенком. Мать потеряла ребенка, младенца или плод, и, не отгоревав горе, смотрела на нового ребенка печально и со страхом, боялась потерять и этого малыша, ее тревога передалась ребенку.
Ее мысли о том, что вот этот ребенок жив, а вот тот ушел, мать не в состоянии дать ему любовь. В результате ребенок делает вывод, что я не достоин того, вместо кого я живу, лучше бы я умер, тогда бы и меня тоже так же любили.
Как же с этим справиться?
- Есть очень важный прием в терапии: осознание своей зависимости от матери, необходимости сепарации от матери.
Важно образу матери вернуть ей то, что для ребенка было чуждо. Применить прием Разрешения: «Мама, ты можешь отгоревать свое горе!», сказав при этом – «А я разрешаю себе жить! Я имею право на свою жизнь! Я возвращаю тебе твою токсичную энергию, тревогу и печаль, это не – мое, а твое. А ты мама можешь, использовать эту энергию на свое усмотрение, можешь трансформировать ее на свое благо, это твоя задача, не моя». Передается образ печали и тревоги воображаемой маме. Не буду подробно описывать всю работу ЭОТ психолога с этой темой, но эмоциональное состояние клиента буквально на глазах меняется, он веселеет, щеки розовеют, улыбка появляется на лице, возникает легкость в теле.
Такие предписания родителей как «Не чувствуй!», «Не будь здоровым!», «Не взрослей!», «Не будь собой!» тоже могли стать предпосылкой развития киберхондрии.
Не получится ли так, что человек со слабой психикой в ходе лечения переключится и уже подсядет на психотерапию, у него появится новая мания – онлайн-консультирование у психоаналитика?
- Психотерапия – это не мания, а лечение, классический психоанализ занимает от трех до пяти лет, а если ЭОТ терапевт, возможно, год-полтора уйдут на исцеление.
Психотерапевт настроен на результат, симптомы киберхондрии можно убрать быстро, буквально за несколько сеансов. А вот изменение личности, укрепление раненного и хрупкого эго, исцеление всех ран внутреннего ребенка, избавление от чужих интроектов, принятие нового решения и освоение нового способа жизни, смена сценария своей жизни, расставание с неэффективными паттернами своего поведения – на все это нужно время и готовность к изменениям самого клиента.
Работа нужна серьезная, я не вижу большой разницы в очном или онлайн-консультировании.
Но на психотерапию киберхондрик не подсядет. Терапия – это большой душевный труд, а не наркотик.
Продолжение статьи во второй части >>
Беседовала: Надежда Данилова