Экспертная медицинская информационная система по артериальной гипертензии из Тюмени. Продолжение рассказа о проекте «Venul»
Не секрет, что гипертония в числе основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, которые остаются основной причиной смерти в России. Согласно статистике приблизительно у семи из десяти человек, у которых случился первый сердечный приступ, а так же 80% людей, перенесших первый инсульт, имели высокое кровяное давление.
Традиционно для лечения артериальной гипертензии назначаются сложные схемы длительного лекарственного лечения на протяжении многих лет. При этом важно тщательно и регулярно корректировать воздействие препаратов.
При этих заболеваниях люди должны самостоятельно и постоянно контролировать уровень артериального давления, поэтому объем создаваемых ими данных быстро растет. Измерения артериального давления в домашних условиях являются более сильным предиктором общей и сердечно-сосудистой смертности, чем клинические измерения.
Все большее число цифровых терапевтических средств предлагают людям способ отслеживать, понимать и сообщать свои данные о состоянии здоровья врачу, способствуя своевременному и адекватному титрованию дозы лекарств, что в конечном итоге ведет к улучшению клинических результатов и уменьшению острых ситуаций.
Ускорение титрования лекарств от гипертонии является основным преимуществом цифровой терапии. Поэтому доступные мобильные приложения для постоянной связи терапевтов и гипертоников так важны.
На нашем портале мы уже рассказывали о различных цифровых решениях, в частности о первом манжетном тонометре с голосовой поддержкой, о различных часах-тономететрах. Осенью мы познакомили Вас разработчиком Платформы «Венул. Гипертензия» для терапевта и кардиолога Светланой Морозовой. Сегодня мы продолжаем разговор со Светланой о дальнейшем внедрении и совершенствовании ее изобретения.
Расскажите о себе, как профессионале и какие цели были реализованы в рамках Венула?
- Оценка меня как профессионала, конечно, дело сторонних экспертов, но могу сказать, что на моем счету более 65 000 часов занятия предпринимательством и столько же медициной. Медицина такая же моя страсть, как и предпринимательство. Еще будучи подростком, начала получать узкоспециализированные знания по терапии и кардиологии, так как участвовала в волонтерских сообществах, которые предоставляли первичную медицинскую помощь людям, живущим в деревнях. С того самого времени вошло в привычку постоянно обучаться: трачу минимум час в день на чтение научных публикаций, книг, несколько лет назад ввела в практику дистанционное обучение в зарубежных медицинских университетах.
Целью ВЕНУЛ изначально было создать экспертную медицинскую информационную систему по артериальной гипертензии, как нужный в рутинной практике врача-терапевта инструмент, автоматизирующий процесс наблюдения за этой группой пациентов.
В 2016 году начали с самого необходимого с точки зрения медицинского процесса – автоматизировали процесс диагностики и подбора гипотензивной терапии с помощью подхода, в основе которого лежит не процесс, а результат – стабильное артериальное давление (за счет многоуровневого процесса наблюдения за пациентом и автоматического поступления врачу на рабочее место дневника АД пациента).
Все это стало возможным при поддержке двух Департаментов в Тюменской области (Департамент здравоохранения и Департамент информатизации), а также Министерства здравоохранения РФ и лично В.Н. Скворцовой, которая одобрила и сам новый медицинских подход и запуск пилотного проекта в Тюменской области.
Расскажите о базовых принципах проекта «Venul»?
- Базовые принципы:
- в центре пациент (создание медицинской команды вокруг пациента с АГ)
- фокус на результат (стабилизация АД), а не на процесс наблюдения за пациентом
- максимальная эффективность одной потраченной минуты, проведенной врачом в системе (автоматизация всего, что можно автоматизировать, продуманное юзабилити)
- современный внешний вид интерфейсов (снятие психологического барьера у врачей при работе с новой для них системой и с новым для них медицинским процессом)
- информационная безопасность
Как возникла идея создания проекта «Venul»?
- Проект сложился благодаря стечению многих обстоятельств, но главное это идея Департамента здравоохранения Тюменской области автоматизировать процесс мониторинга пациентов с гипертензией, а моя – сделать из этого продукт, помогающий продлить жизнь пациентам с хроническими ССЗ и внедрить его в рутинную клиническую практику на всех АРМ терапевтов в России. Имея личную трагическую историю в семье, связанную с ССЗ, которая больше всего повлияла на мою жизнь, у меня всегда хватает энергии для того, чтобы активно развивать проект.
Кто инициатор проекта?
- Заместитель директора Департамента здравоохранения Тюменской области – Немков Алексей Геннадьевич (прекрасный врач невролог, нейрохирург и организатор здравоохранения). Кроме того, первичную концепцию помогали формулировать прекрасные кардиологи МИАЦ Тюменской области (Виктория Шуплецова и др.)
Что означает название?
- Первое, что мне пришло в голову за 5 секунд в 2016 году. Производное от Венулы (лат. venula «маленькая вена, венка») — мелкие кровеносные сосуды, обеспечивающие отток обеднённой кислородом крови из капилляров в вены.
Есть ли аналогичные программные продукты в России и в мире?
- Я слышала только о российской разработке компании ООО «Дистанционная медицина», которые тоже автоматизировали поступление дневника АД пациента. В основе их решения лежит несколько иной медицинский подход и принципы. Я бы не назвала продукт аналогом, это, безусловно, наш партнер, который помогает популяризировать культуру ведения электронного дневника АД как и у пациентов, так и у медицинского сообщества.
В мире компаний, решающих задачу сбора данных дневника АД с помощью программных продуктов достаточно. Аналогов же на рынке экспертных систем по артериальной гипертензии пока нет.
Сколько времени ушло на реализацию проекта?
- Первая версия была внедрена в клиническую практику спустя полгода от начала работы. Работа же по усовершенствованию системы, конечно, будет продолжаться бесконечно, ведь артериальная гипертензия – это та патология, которая в на самом деле продолжает изучаться, и в том числе с помощью нашей технологии ученые сейчас настроены понять о ней гораздо больше и открыть новые механизмы профилактики, диагностики и терапии.
Где и как Вы собрали информацию? Удалось ли что-то найти из готовых решений, изображений, уже оцифрованных данных? Что самим приходилось делать с нуля?
- Существует принятый сообществом медицинский процесс – ведение домашнего (амбулаторного) дневника АД. Оттолкнувшись от этого, еще не автоматизированного в РФ процесса, мы стали создавать нечто новое, что не заимствовали ни у кого.
Какой потенциал заложен в проект с точки зрения дальнейшего развития? Какие ограничения по возможностям?
- Моя мечта, которую я выражаю в конкретных целях на ближайшие 5 лет – это внедрение нашего продукта в клиническую практику терапевтов на территории всего СНГ пространства. Это очень важно. Я уверена, что это самый быстрый способ существенно снизить смертность от ССЗ.
Как велось тестирование проекта? Кто принимал в этом участие?
- Была выбрана самая передовая и большая поликлиника в городе для пилотного проекта в первые полгода, далее постепенно подключались остальные поликлиники области. На сегодня решение внедрено во всех поликлиниках Тюмени, а в 2020 году будут подключены и ФАПы.
Можно ли как-то разделить Вашу работу на несколько этапов? С какими трудностями Вы столкнулись на каждом из них?
- Я бы не назвала это трудностями. Это задачи, которые мы все будем решать. Стоят они не только перед нами, но и перед всеми, кто трудится в государственном здравоохранении.
Часть из них связана с отсутствием федеральных тарифов ОМС на услуги по дистанционному диспансерному наблюдению пациентов, что снижает мотивацию врача использовать этот инструмент. Сейчас мы уже добились без дополнительной материальной компенсации высокую вовлеченность врачей в работу с нашей системой. Но все-таки ждем появления федерального тарифа ОМС.
Другая часть связана с особенностью сложившейся практики работы на рынке медицинских информационных систем в России. Если в двух словах, то сложившиеся лидеры на этом рынке пока не сильно адаптировали свои продукты, которыми уже пользуются врачи, к изменениям, которые диктует новое время. Так исторически получилось, что их основная цель была автоматизировать учет, в центре которого стояла экономическая эффективность, а не медицинская. Новые же реалии требуют в центр поставить именно медицинскую эффективность, иначе имеющиеся цифровые продукты будут лишь тормозить развитие здравоохранения. Для того этим компаниям придется полностью заменить свои команды и партнеров и сфокусироваться не на ИТ составляющей, а на медицинской. Когда мы это увидим, тогда, наконец, почувствуем скорость, с которой начнут внедряться технологии, подобные нашей.
Есть ли какие-то интересные примеры работы врачей с пациентами?
- Первое, что приходит в голову, это все-таки реакция врачей на вечерний просмотр дашбордов нашей системы. Эту ежедневную привычку мы привили нашим терапевтам. Врачи делают скрин графиков дневника АД пациентов. Они, конечно же, делают это без персональных данных и цифр, только столбики, на которых видно выходили ли показатели за красную линию или нет. Но им важно поделиться в закрытом чате информацией о том, как дела у их пациентов.
Очень греет душу, когда терапевты ласково называют своих пациентов «мои котики», говорят: «Смотрите, у моих сегодня всё хорошо». Во имя такой смены отношения врачей к своим пациентам я готова работать со своей командой сутками. Это работа, требующая гораздо более глубокого погружения в медицину и медицинскую психологию, чем просто в технологии автоматизации.
Подготовила Надежда Данилова