Скрининг фармацевтических препаратов

27 Jul 2021
182
Прослушать

Расширение и усложнение диагностики не снимает рисков врачебных ошибок. Чем труднее случай, тем больше такие риски. Может ли цифровая технология помочь медикам не ошибаться – такой вопрос поставила перед собой компания Медиката и нашла на него ответ.

Была разработана уникальная цифровая технологию скрининга фармацевтических препаратов. Предложенный компанией сервис видит ошибки врачей при назначении лекарственных препаратов. Искусственный интеллект моментально проверяет список назначений и взаимодействие между выписанными препаратами. Он подсказывает медикам, какое межлекарственное взаимодействие будет благоприятным, а в каких случаях возникнет риск для здоровья пациента. Указав на ошибку, сервис предложит врачу свой вариант эффективного и безопасного рецепта, поэтому новый сервис Медиката не позволит врачам ошибаться.

Первые испытания показали, что сервис сумел сократить в 2 раза количество врачебных ошибок.

Медицинское сообщество давно ждало сервиса поддержки принятия врачебных решений – подобных предложений немного на мировом рынке и практически нет в России. Без помощи искусственного интеллекта врачи допускают до 57% ошибочных решений, назначая несовместимые друг с другом лекарства, встречается и медикаментозная полипрагмазия.

В ходе разработки платформы «Скрининг лекарственных назначений» трудилось триста клинических фармацевтов и более 4,8 тыс. врачей разных специальностей. Все эти специалисты имеют богатый клинический опыт работы в лучших медицинских центрах Европы.

Разработчики и медики использовали при создании скрининга европейские источники доказательной медицины и реферируемые профессиональные монографии, актуализированные врачебным сообществом.

В справочник сервиса были внесены все наименования лекарств, зарегистрированные в РФ. На сегодняшний день их насчитывается 185 тысяч.

Сервис имеет широкий функционал. Он выполняет следующие операции:

  1. Анализирует межлекарственное взаимодействие.
  2. Анализирует и оценивает риски, связанные с межлекарственным взаимодействием.
  3. Просчитывает сроки возникновения реакций:
  4. постепенное или отложенное действие мгновенное;
  5. мгновенное;
  6. Выявляет степень опасности взаимодействия:
  • умеренный
  • низкий;
  • высокий риск.

Важнейшим объектом анализа для сервиса является пациент. Скрининг проводится на основе состояния здоровья конкретного человека на момент назначения ему лекарств. Сервис анализирует и учитывает следующие факторы:

  1. Влияние на хронический и острый диагноз
  2. Возможности приема препарата при:
  • аллергии;
  • лактации;
  • беременности.
  1. Иммуносупрессивный эффект
  2. Гериатрическое воздействие
  3. Педиатрический эффект
  4. Необходимость в генетическом тестировании.

Борисом Городецким, генеральным директором компании «Медиката», отмечается большая востребованность умных цифровых сервисов в государственной и в частной медицине. Скрининг лекарственных назначений имеет в своей основе не обычные инструкции к фармацевтическим препаратам, а независимую доказательную базу, построенную на опыте тысяч врачей. Сервис интегрирован с платформой электронных рецептов, поэтому способен оперативно выдавать грамотные и эффективные назначения.

Владимиром Коршоком, медицинским директором сети клиник «Чайка», выражается уверенность, что применение сервиса в практике клиники снизит до минимума число ошибочных назначений и поможет врачам назначать самую эффективную и безопасную фармакологическую терапию.

Но он высказывает озабоченность тем фактом, что даже при идеальной работе скрининга врачам понадобится больше времени для назначения и внесения информации об уже принимаемых лекарствах. Владимир Коршок обращает внимание на появление нового информационного поля, которое заставит доктора проверять рекомендации сервиса, противоречащие предыдущим назначениям прямо во время консультации больного. Это потребует дополнительного времени. Но даже при таких проблемах, руководитель видит большие плюсы применения скрининга в лечебной практике. Он, несомненно, окажет большую помощь и докторам, и пациентам. Сервис пройдет период адаптации, в течение которого разрешатся некоторые нюансы работы с ним, и станет надежным инструментом для работы медиков в их ежедневной практике.

Специалисты отмечают важную социальную роль сервиса. Результаты его работы по исключению врачебных ошибок повышают доверие людей к врачам и медицине, в целом. Недоверие пациентов сегодня является актуальной проблемой российского общества. По данным совместного исследования Центра социального проектирования «Платформа» и ВЦИОМ 41% опрошенных жителей России выражают сомнения, правильно ли поставлен диагноз или даже стараются перепроверить назначения врача. Возможности искусственного интеллекта могут помочь в укреплении доверия к врачебным решениям.

Результаты работы сервиса смогут улучшить и финансовые показатели центров здравоохранения. Любая ошибка врача приносит дополнительные затраты на ее исправление. Развитие коморбидных заболеваний, различные осложнения, назначение новых длительных циклов лечебной терапии приносят дополнительные страдания пациенту и новые затраты клинике. Скрининг способен не допустить ошибок и их последствий.

Сегодня для пользователей доступны версии скрининга в веб-интерфейсе, так же можно воспользоваться программным API , который легко встраивается в медицинскую информационную систему.

Высокая экспертная оценка цифровых проектов этого разработчика позволила компании стать технологическим партнером в запуске сервиса электронных рецептов, который сейчас запускает в работу Белгородская область. С этим сервисом работают все медицинские учреждения области и большая часть аптечных сетей. Разработчики продолжают работу над совершенствованием программного обеспечения, расширяют функционал платформы. Так, на базе нескольких медучреждений стало возможным дистанционное продление рецептов для пациентов с хроническими заболеваниями. Следующим шагом в улучшении сервиса станет организация онлайн-оплаты за лекарства и возможность заказа доставки препаратов на дом покупателю. В связи с тем, что больше половины аптечного ассортимента занимают рецептурные препараты, важно обеспечить этот сегмент доставкой пациенту на дом, гарантировать безопасность на всех этапах заказа. Платформа «Электронный рецепт» готова обеспечить безопасность: она прошла интеграцию с ЕПГУ и уже умеет проверять на наличие рецепта через авторизацию пользователя в ЕСИА.