Телемедицинская консультация «врач-врач»

22 Feb 2019
2365
Прослушать

Сегодня закон о телемедицине позволяет проводить консультацию в формате «врач-врач», но, в принципе, и до его вступления в силу 1 января 2018 г. это не было запрещено. Однако такие взаимоотношения не были сильно развиты, как, собственно, и сейчас.

Можно выделить несколько основных целей, для которых может быть актуальна консультация «врач-врач». Во-первых, для так называемых «сложных клинических случаев», когда врач встречается со сложной ситуацией, и ему требуется принять взвешенное решение. Однако на деле врач, по большому счету, не заинтересован в том, чтобы показать свою некомпетентность. Поэтому сложный клинический случай не самая частая ситуация, когда требуется консультация «врач-врач». Но, в принципе, это действительно самый подходящий случай, когда требуется пообщаться с коллегой и получить взвешенное мнение.

Телемедицинская консультация «врач-врач», Инфографика

Направление пациента на другой уровень – еще одна ситуация, типичная для России. Это касается тех случаев, когда пациент из региона требует госпитализации в рамках высокотехнологичной медицинской помощи по квоте, и этот врач своего пациента консультирует с вышестоящим национальным медицинским центром. Это самая востребованная на сегодняшний день консультация «врач-врач».

Встречается и такая ситуация, как консультация социально отягощенного пациента, который зачастую чрезмерно требователен к ситуации, где оказывается медицинская помощь. Либо есть еще какие-либо социальные отягощения - допустим, от человека зависит принятие решений в том регионе, где находится врач. Такого пациента специалисту хочется проконсультировать дистанционно, чтобы переложить ответственность в принятии решения на другого – предположим, на специалиста из дистанционного телемедицинского центра.

В принципе, все эти случаи отражают две основные цели консультаций:

  1. В первую очередь, это консилиум, когда врачи собираются дистанционно и обсуждают какой-то клинический случай, чтобы принять совместное решение.
  2. Другой интересный момент – обучение врачей, когда дистанционно один консультируется с другим – как правило, с представителем той же специальности.Это хороший способ обучиться на конкретном клиническом случае и посмотреть, как врач, который имеет, допустим, больший клинический опыт и большее количество пациентов, осуществляет медицинскую консультацию. Есть хороший повод для того, чтобы врачу, инициирующему эту консультацию, получить от него информацию.

В принципе, вся телемедицинская консультация основана на изучении медицинских данных. Личное участие пациента в таком случае не всегда обязательно и даже нежелательно.

Основных игроков взаимоотношений в таком формате, т.е. самих врачей, которые осуществляют эти консультации, можно разбить на две группы. У лечащего врача самая ответственная позиция – он инициирует консультацию и решает, насколько она в принципе необходима. Далее он готовит документы, что крайне важно, потому как от качества документов, которые получат консультанты на другом конце дистанционной консультации, зависит качество принятия решения. В таком случае данный врач несет большую ответственность. Несмотря на то, что производится консилиум и стоит много подписей, именно лечащий врач в данном вопросе – главный, хотя по российскому законодательству можно привлечь к ответственности и консультантов.

Кроме того, важно понять, что бывают консилиумы врачей одной специальности и врачей других специальностей. К примеру, у гинеколога просят консультацию уролога – как правило, для размывания ответственности. Консультации же врачей одной специальности не очень востребованы, потому как специалистам нередко сложно сознаться, что им требуется профессиональное мнение со стороны. Обычно такие консультации осуществляются на такой вертикали, где есть, условно, урологи в регионах, желающие проконсультироваться с урологом Национального медицинского центра.

Итак, сама по себе консультация – это обмен мнениями по поводу определенного клинического случая на основании изученных медицинских данных. Иногда используется видеоконференцсвязь, что имеет больше эстетическую составляющую. Чаще же реализуются обычные отсроченные консультации, когда врач на одном конце подготовил документацию и отправил ее специалисту, а врач на другом конце изучил эту медицинскую документацию и записал свое заключение.

Что же касается консилиума, если он не документирован и не оформлен правильным образом, то это вообще не считается консилиумом. В жизни это происходит следующим образом: в большом конференц-зале собираются разные врачи, что-то обсуждают и предлагают свои идеи. Но если это не оформлено должным образом, и видеоконсультация не архивирована, то ответственность в конечном счете ляжет исключительно на лечащего врача.

Электронная, или телемедицинская консультация, электронные документы должны соответствовать абсолютно тем же правилам, как и обычная бумажная документация. Всё должно быть записано - жалобы, анамнез, объективный осмотр или изучение документации. Если нет объективного осмотра, то надо сделать свое заключение и поставить диагноз, предложить рекомендации. Далее если работают несколько специалистов, нужно совместно согласовать и вынести единое решение. Все эти документы должны быть записаны, заархивированы и далее - довольно долго храниться в базе.

Очень важно все эти документы закрепить, к примеру, усиленной электронной подписью. Для того, чтобы ее получить, клиники должны находиться в общем реестре клиник - при этом все врачи должны там быть пронумерованы и иметь разрешение на электронную подпись, которую подтверждает соответствующий уполномоченный центр. Однако на данный момент такой реестр - незаконченный процесс в Российской Федерации, который пока только развивается.

В планах Министерства здравоохранения - создание на базе национальных медицинских центров по обычным профилям, таким как урология, хирургия, гинекология, телемедицинских консультативных центров, которые будут постоянно доступны врачам из любой точки региона, и с которыми можно будет постоянно проводить необходимую телемедицинскую консультацию.

Очень важный аспект, чтобы формат «врач-врач» заработал, заключается еще в следующем: необходимы тарифы, которые позволят финансово подкрепить эти взаимоотношения. На сегодняшний день не во всех клиниках тарифы утверждены. Для того, чтобы система заработала, ответственный лечащий врач осуществлял эту консультацию, а на другом конце связи консультанты давали ответы, нужны определенные деньги (тарифы из ОМС либо каким-то иным образом обеспеченное финансирование для этих консультаций).