Телемедицинская консультация «врач-пациент»

25 Feb 2019
2013
Прослушать

Телемедицинская консультация «врач-пациент» является очень распространенным инструментом в телемедицине. Именно это, пожалуй, первым вспоминается при упоминании данного понятия.

Во-первых, стоит отметить, в каких случаях такой формат может применяться:

  • Первое - при выписке из стационара, когда человеку нужна некоторая поддержка в дальнейшем лечении и реабилитации после операции. Пациенту может быть неудобно ездить каждый день в больницу или созваниваться с врачом, и он использует консультацию «врач-пациент». Благодаря этому он получает возможность дистанционно контактировать с врачом, который контролирует его состояние и при необходимости - меняет назначение, рекомендует дополнительные процедуры.
  • Второе – это амбулаторные пациенты, которые лечатся дома и тоже не хотят или не могут попасть к врачу очно. Бывает и так, что врач физически не может быть рядом, ведь Россия – большая страна, а врачи сосредоточены главным образом в городах. В далеких населенных пунктах наблюдается дефицит специалистов – особенно, врачей узких специальностей. Именно здесь телемедицина может прийти на помощь. Размеры страны и расстояния между городами и населенными пунктами вообще один из главных драйверов развития телемедицины в России и, собственно, в мире. В Китае, Канаде, странах Скандинавии телемедицина и получила широкое развитие за счет того, что огромное количество регионов не охвачено врачами и в них трудно попасть.
  • Третий вариант – связь с врачом перед госпитализацией. Это ситуация, когда пациент собирается на операцию, у него есть какая-то проблема, и врач уже знает тактику лечения и пр. Однако пациент при этом находится в другом регионе и только ожидает поездки, к примеру, в столицу по поводу высокотехнологичной операции в крупном медицинском центре. Вместо того, чтобы пациенту несколько раз ездить то в Москву, то домой, пациент ведет связь со своим будущим лечащим врачом удаленно, собирая анализы и подготавливаясь в спокойном режиме. В итоге, на операцию человек приезжает с необходимым количеством справок, выписок, анализов - с полным пакетом документов.

Телемедицинская консультация «врач-пациент», Инфографика

Есть несколько типов телемедицинских консультаций между врачом и пациентом:

  1. Первая каталогизация – это онлайн-консультация, синхронная и отложенная. Онлайн-консультация имеет место в том случае, когда связь с врачом осуществляется в данный период времени, т. е. синхронно.
    Асинхронная, отложенная консультация происходит в том случае, когда пациент пишет врачу какой-то вопрос или записывает видео, а врач просматривает это в удобное время и уже отвечает. Такой тип консультаций наиболее распространен ввиду удобства.
  2. Другая категория – это текст и видео, когда пациент может писать что-то текстом, и второе - когда может общаться по видеосвязи. Видеоконсультация, как правило, почти всегда осуществляется в формате онлайн, т.е. синхронна. Вопрос о преимуществе такого формата довольно спорный, т.к. возможность увидеть человека по видеосвязи не всегда несет в себе существенную пользу.

По количеству же консультаций сейчас все чаще применяется вариант абонементов, когда пациент сразу приобретает абонемент на некое количество консультаций. Если раньше это была разовая консультация, то сейчас, как правило, удобнее такой формат. Это даже может быть включено в страховые продукты.

Что касается категорий, для которых особенно удобен такой формат:

  • В первую очередь, маленькие дети, которых неудобно везти к врачу. Сейчас много вопросов можно решить дистанционно – отправить врачу какие-то фотографии, заключение, результаты анализов.
  • Второе – беременные женщины, которые переживают за свое состояние, и которым может быть неудобно лишний раз ходить в поликлинику, ведь какие-то вопросы можно решить дистанционно.
  • Еще одна категория – пожилые люди с рядом заболеваний и болезней.
  • Последний вариант – хронические больные с каким-то заболеванием, кому также может быть актуально дистанционное наблюдение на постоянной основе.

Одним из весомых преимуществ телемедицинских консультаций «врач-пациент» является стоимость. Стоимость, как правило, является драйвером в развитии телемедицины и, собственно, телемедицины «врач-пациент». В таких странах, как США и в странах Европы, стоимость приема врача довольна высока. Как правило, она покрывается страховкой, но для самой компании является бременем. В данном случае телемедицинские консультации могут значительно сократить расходы, что удобнее и дешевле для страховой компании, да и пациенту.

Также известно, что в США и в Европе для выписки периодических рецептов пациент всю жизнь вынужден регулярно ходить к врачу, чтобы получать очередной рецепт на тот или иной препарат, который ему требуется пожизненно. В таком случае дистанционная консультация «врач-пациент» с дистанционной выпиской рецептов крайне удобна, и стоимость такого приема намного ниже. Все это является драйвером для развития консультации «врач-пациент».

Помимо классической консультации между врачом и пациентом, есть такие небольшие форматы, как доставка результатов анализов пациенту, рекомендации и напоминания от врача по поводу его здоровья, консультация с врачом. Может осуществляться и дистанционный мониторинг, когда пациент передает данные о своем здоровье и в течение какого-то продолжительного времени снимает их с различных приборов. Для этого нет необходимости в очном приеме – дистанционный формат максимально комфортен.