Телемедицина в России

11 Feb 2019
1382
Прослушать

В настоящее время действующая телемедицина в России представлена определенными фрагментами, но, несомненно, зарождается и постепенно развивается. Можно рассмотреть особенности и отличительные черты телемедицины в Российской Федерации от той, что существует в Соединенных Штатах Америки или в Европе.

Во-первых, само здравоохранение в различных странах очень разнообразно, и в принципе телемедицина ложится на «рельсы» уже существующей системы охраны здоровья граждан. Потому, когда мы говорим о телемедицине в США, в Китае, в Японии или в странах Европы, мы не можем рассматривать ее отдельно от специфики здравоохранения там. В какой-то стране она более давно развита, в какой-то – в меньшей степени.

Например, в США подавляющее большинство дистанционных визитов относится к повторной выписке рецептов. В России такой проблемы нет, поскольку каждый человек может зайти в любую аптеку и купить себе, что захочет, кроме, разве что, наркотических препаратов. Поэтому у нас, к сожалению, эта система не работает. Зато она применима в отношении льготных рецептов, когда надо выписать льготный препарат.

<a href=Телемедицина в России, Инфографика" src="https://evercare.ru/sites/default/files/telemeditsina-v-rossii2.png" title="Телемедицина в России" />​

Основное наше отличие состоит в том, что 90% медицинских услуг в России оказываются на базе государственных лечебных учреждений. Государство покрывает расходы, связанные с получением медицинской помощи на базе этих учреждений, равно как и обязательное медицинское страхование. В отличие от, допустим, Америки, у нас страховые компании не являются драйверами развития телемедицины. Количество страховых компаний, которые оказывают добровольное медицинское страхование и которые можно условно приблизить к системе страхования в других капиталистических странах, существуют в небольшом количестве. В основном все услуги по переносу денег из бюджета через ОМС оказываются теми компаниями, которые не заинтересованы в развитии телемедицины.

Однако 10% услуг все же оказываются в частном секторе, и здесь ситуация уже лучше. Частный сектор в отличие от государственной системы здравоохранения заинтересован в дополнительных пациентах. Ему нужны пациенты, которых можно привлечь к себе и удержать - качеством оказываемой помощи или какими-то дополнительными возможностями.  К сожалению, в государственных ЛПУ этого нет, поскольку вся система здравоохранения построена так, что они не нуждаются в пациентах.

Более того, сами врачи в государственной системе здравоохранения являются заложниками этой ситуации. На это влияет, к примеру, тот факт, что на прием пациента отводится 12-15 минут. Людей очень много, и многие - пенсионного возраста, действительно нуждающиеся в медицинской помощи. Они достаточно часто приходят в ЛПУ, могут где-то посидеть, поговорить друг с другом, что является определенным элементом социализации. Увы, в России много услуг, которые в государственных учреждениях не особо нужны – за них никто не платит за исключением ОМС, хотя здесь нет системы страхования, т.к. это бюджетные деньги, выделяющиеся на регион.

Еще один аспект заключается в том, что в среднем 60% врачей в России находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте, когда снижается способность гибко менять свое мнение, столь необходимая для эволюционного развития медицины и появления телемедицины. Кроме того, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, многие существуют в условиях кадрового дефицита. Именно поэтому сегодня лучше всего развивается частный сектор.

Увы, в настоящее время нередко подменяются понятия, и, например, лидогенерация выдается как телемедицина. Происходит просто направление пациента в какую-то больницу, когда человек заходит на сайт и выбирает своего врача. Но это не является телемедициной ни в каком виде.

Также в государственных учреждениях часто подменяют понятие видеоконференцсвязи, когда врачи друг с другом объединяются и общаются, понятием телемедицины. Как правило, на таких больших собраниях люди общаются на планерных заседаниях и обсуждают какие-то организационные аспекты, такие как выписку, госпитализацию пациентов, моменты, связанные с научной деятельностью. Это тоже не телемедицина.

С другой стороны, и у нас есть свое отличие от других стран, способствующие тому, чтобы отрасль в будущем заняла достойное место:

  • Во-первых, речь идет об IT-компаниях, которые являются драйверами развития телемедицины как на Западе - страховые компании. Если вспомнить, как формировался закон о телемедицине, главную роль в продвижении вопроса сыграли именно IT-компании.
  • Во-вторых, можно отметить частные клиники, заинтересованные в привлечении новых пациентов и в удержании их.
  • Также определенную роль играют энтузиасты и образовательные учреждения, которые они представляют. Все начинается с каких-то людей и каких-то конкретных личностей.

Однако основной драйвер сегодня – Министерство здравоохранения Российской Федерации, которому в 2017 году пришлось активно принимать участие в создании этого закона, и которое взяло на себя обязательства по направлению телемедицины в соответствующее русло. В конце концов, 90% медицинских учреждений – учреждения, подведомственные Минздраву.

Надо сказать, что на текущий момент проведена немалая работа над формированием единого цифрового контура на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Это такая система, к которой подключены врачи и различные лечебные учреждения. Все это будет касаться в первую очередь государственных учреждений. Планируется и создание Личного кабинета пациента на портале Госуслуг, где он сможет запросить выписку и другие документы, подключить какие-то приборы.

Это направление имеет и определенное финансирование, т.к. столь тяжелый проект невозможно осуществлять без финансирования.

Последнее, на чем хочется остановиться – это создание федеральных центров, которые будут объединены в телемедицинское единое кольцо, в рамках которого предполагается, что национальные телемедицинские центры будут оказывать консультативную медицинскую помощь врачам из регионов. Главный вопрос – найти мотивацию для таких специалистов.

Безусловно, перспективы у российской телемедицины довольно велики, главное – способствовать данному эволюционному процессу и принимать в нем активное участие.