В МЕДСИ организован удаленный мониторинг пациентов с онкологией

19 Aug 2021
93
Прослушать

В МЕДСИ организован удаленный мониторинг пациентов с онкологией

Внимание лечащего врача для онкобольных важно для более успешного прохождения всех сложных медицинских процедур, борьбы с заболеванием. Многие онкологические центры организуют системы дистанционного мониторинга за своими больными. Такую же возможность предусмотрел МЕДСИ. Его пациенты, проходящие химиотерапию, теперь могут всегда быть на связи со своим врачом в режиме онлайн.

Это стало возможным благодаря внедрению системы дистанционного мониторинга «Онконет». На сегодняшний день пользователями системы являются более 200 пациентов, которые получают в МЕДСИ противоопухолевую терапию. С помощью «Онконет» врач получает самую оперативную информации о самочувствии своего пациента. Пациент сам направляет доктору сведения о своем здоровье, может пожаловаться при ухудшении самочувствия, получить консультацию. Врач, в свою очередь, на основе полученной от больного информации может оперативно решить, какие предпринять действия: скорректировать фармакологию, предложить новый способ облегчения состояния, госпитализировать больного или направить к нему врача. Такой обмен информацией снимает необходимость в очном обязательном посещении врача в клинике, если все вопросы удается решить в дистанционном режиме.

Для всех пациентов МЕДСИ подключение к системе мониторинга и ее использование предоставляется бесплатно.

Евгением Лединым, врачом-онкологом, к.м.н, главным специалистом по профилю химиотерапия клиниках МЕДСИ, зав.онкологическим отделением Международного центра онкологии на базе МЕДСИ, подчеркивается, что система мониторинга была предложена пациентам, проходящим химиотерапию. Данные процедуры проводятся по определенному расписанию, в определенные сроки. Остальное время пациенты находятся дома. Они могут не обратиться вовремя к врачу из-за ухудшения самочувствия, считая свое состояние следствием проведенных процедур химиотерапии. Таким образом, возникают осложнения тяжелого характера, и порой пациентов увозит в отделение скорая помощь. Для нормализации показателей здоровья в таких случаях приходится прилагать много усилий и не всегда они приводят к успеху. Особенно тревожно за иногородних пациентов – в некоторых случаях в их регионе они не могут получить медицинскую онкологическую помощь достаточного уровня.

Все эти проблемы помогает решить внедрение системы дистанционного мониторинга. Врачи ведут ежедневное наблюдение за своими пациентами. Они оперативно реагируют на их жалобы и ухудшение показателей здоровья, своевременно корректируют лечение, не доводя ситуацию до критической при появлении осложнений.

Для мониторинга врач использует информацию из «электронного дневника», ежедневно заполняемого пациентом. Он заносит все изменения в своем самочувствии, отвечая на вопросы в анкете. Эти данные поступают к администраторам сервиса, где информация автоматически ранжируется в зависимости от тяжести состояния и уровня жалоб. Если в дневнике появляется запись об опасных симптомах (такой перечень включен в систему), то появляется специальный сигнал, а информации присваивается статус высокого приоритета. Алгоритм комплексной оценки учитывает весовые коэффициенты различных симптомов. Информация хранится на закрытом сервере, данные направляются врачу в виде специальной «тепловой карты», которая демонстрирует динамику изменения симптомов у онкологического больного.

Руководитель и автор проекта «Онконет» Ирина Каргальская уверена в качестве работы системы – она вовремя замечает риски и сигнализирует о них. Но успех лечения зависит не только от машины, доктора, но и от самого пациента. Человек должен ежедневно описывать свое состояние в подробностях и с максимальной честностью. Только в таком случае врач сможет увидеть возможные риски и предпринять необходимые меры. Информация максимального приоритета немедленно сообщается врачу, который может сразу же связаться с пациентом, проконсультировать его устно или написать ему рекомендацию, пригласить на прием в клинику. Для подключения к «Онконету» пациент просто обратиться с заявкой к врачу, который его лечит.

Дистанционный мониторинг — эффективное средство сопровождения пациента, проходящего лечение как на дому, так и в дневном стационаре.

Евгений Ледин обратил особое внимание на то, что телемедицинский мониторинг является дополнением к очной консультации у врача, а не ее заменой. Эта технология позволяет наблюдать пациента после его выписки из стационара, контактировать с ним или с его родственниками, вовремя реагировать на возможные риски и помогать при ухудшении здоровья. Для каждого человека важно знать, что он не оставлен доктором в трудной ситуации без внимания. И мониторинг выполняет с большой эффективностью функцию сопровождения пациента врачом.

Специализированную платформу «Онконет» для удаленного мониторинга раковых больных на разных этапах онкологического лечения разработали специалисты ООО «ТелеПат», а внедрить ее в клиническую практику помогла Ассоциация онкопациентов «Здравствуй». Система проходила тестовые испытания в 2018-2020 годах в 22 медицинских организациях, расположенных в десяти регионах России. Во время ковидных ограничений наличие дистанционного мониторинга позволило онкологическим пациентам сократить посещения врача без потери качества предоставляемых медицинских услуг.

Известно, что рак увеличивает риск тяжелого заболевания COVID-19. Другие факторы также увеличивают риск серьезного заболевания COVID-19, включая ослабленную иммунную систему, пожилой возраст и другие заболевания.

Люди с раком крови могут подвергаться более высокому риску длительного заражения и смерти от COVID-19, чем люди с солидными опухолями. Это происходит потому, что у этих пациентов часто наблюдается аномальный или истощенный уровень иммунных клеток, вырабатывающих антитела против вирусов.

Дополнительным инструментом системы является модуль, автоматизирующий по обученному алгоритму процесс выявления случаев заболевания короновирусной инфекцией среди онкобольных. Для этого пациент отвечает на вопросы специальной анкеты о гипер/гипотермии, тахипноэ, брадипноэ, дисгевзии, гипоксемии и др. Имеющийся в системе алгоритм не только автоматически выявляет появление у пациента симптомов COVID-19, но самостоятельно генерирует экстренные уведомления в адрес лечащего врача, обращая его внимание на возникшую опасность заболевания коронавирусом.