В медицинских учреждениях РЖД протестирован новый программный продукт

08 Aug 2020
236
Прослушать

Искусственный интеллект приходит на помощь в организации работы клиник Российской железной дороги.

О новых программных продуктах рассказала Елена Жидкова, начальник Центральной дирекции здравоохранения – филиала ОАО «РЖД».

Она сообщила, что в начале августа в ведомственных железнодорожных клиниках завершилось тестирование нового программного продукта – «Электронный клинический фармаколог» (ЭКФ). Он был разработан на базе системы искусственного интеллекта UMKB.

United Medical Knowledge Base  –  Объединенная база медицинских знаний – это семантическая сеть, основанная на медицинских онтологиях и принципах нечеткой логики.

UMKB объединяет знания и опыт специалистов нескольких областей медицины, фармакологии и биологии. Использованная онтологическая модель представления знаний, системой трансформируется и интегрируется в приобретенные знания и клинический опыт медицинских специалистов в форме единой семантической сети. UMKB постоянно наполняется и обновляется в потоке информации и формирует то, что называется «коллективным разумом».

База является семантическим ядром искусственного интеллекта, разработанным в области медицины. На фундаменте UMKB разрабатываются и внедряются системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) в медицинских учреждениях. Эти системы эффективно передают знания и опыт близких специалистов медицинским работникам.

Мотивацией экспертного сообщества являются коммерческие проекты, разработанные на базе UMKB. Каждый объект Semantic Network (концепции, ссылки, веса, описания и т.д.) имеет свою историю (кто его создал и когда он был модифицирован). Эта часть созданной экспертами семантической сети вовлечена в процесс работы алгоритмов СППВР. Система учитывает количество эффективных звеньев, задействованных индивидуально для каждого эксперта. После итогового расчета запускается процесс мотивации, который позволяет накопленным знаниям быть прибыльными.

Новое решение позволит улучшить медицинское обслуживание пациентов и окажет существенную помощь в работе медиков.

В его базе данных собираются и хранятся большие объемы информации о передовом медицинском опыте в различных сферах отрасли: лечебная работа, эффективные методики лечения, препараты, научные достижения и др. Эти сведения доступны врачам, которые могут использовать информацию в своей клинической работе, особенно при назначении фармакологической терапии.
ЭКФ не только собирает информацию, но анализирует ее и выдает оптимальные готовые решения на различные запросы врачей. Он обрабатывает следующие сведения:

  • Физиологические особенности пациента (рост, вес, возраст, пол)
  • Медицинские показатели  (наличие у пациента хронических заболеваний, перенесенные им болезни, выписанные препараты, их объем и режим принятия и др.)
  • Личностные особенности больного (беременность – у женщин, управление транспортным средством, работа в ночные смены и др.).

Искусственный интеллект на основе этих данных выдает индивидуальные, подходящие конкретному пациенту виды препаратов, режим и дозы их приема. Информация поступает лечащему врачу, и специалист принимает решение на основе «подсказок» ЭКФ.

Этот надежный помощник может выдать пациенту уже готовый электронный рецепт. Рецепт написан в виде символов и цифр, имеет QR-код, и эта информация легко прочитывается в подключенных к сервису аптеках.

Персонифицированная работа искусственного интеллекта с каждым пациентом исключает вероятность лечебных ошибок и повышает эффективность лекарственной терапии.

Елена Жидкова особо подчеркнула важную роль лечащего врача. ЭКФ ни в коем случае не заменяет работу специалиста, а только дает человеку рекомендации. Врач вправе следовать советам искусственного интеллекта или дополнять решения на основе своего, человеческого знания и опыта.  

Первыми попробовали работать с ЭКФ доктора Центральной клинической больницы «РЖД-Медицина». Планируется его внедрение во все ведомственные медицинские учреждения РЖД.

Разработан новый продукт компанией «Соцмедика», которая специализируется на внедрении искусственного интеллекта в медицинскую и фармакологическую отрасли. Первые проект для РЖД разработчики предложили еще в марте нынешнего года. Это был онлайн-скрининг на COVID-19. Система анализировала состояние пациента, его хронические заболевания, уровень заболеваемости коронавирусом в регионе, где пациент проживает. На основе этой информации выдавалась вероятность заражения пациентом.

С помощью системы инициаторы проекта определяли основные группы риска, к которым врачи должны относиться как приоритетным. На первом этапе уже в начале мая с момента запуска сервиса было проведено более 8500 онлайн-тестов, что позволило выявить определенные статистические закономерности.

Например, было установлено, что вероятность заражения коронавирусной инфекцией составляет 10,9%, а вероятность тяжелых легочных осложнений была обнаружена 7,3% респондентов. Что касается риска дальнейшего развития болезни, то статистика такова: 16,7% респондентов подвержены риску коронавирусной инфекции, а 21,8% могут переболеть с тяжелым легочным осложнениями.

Онлайн-скрининг на COVID-19 использует вопросники для сбора данных о пользователе: симптомы, хронические заболевания, возрастные и половые характеристики пользователя, а также внешние факторы риска и эпидемиологический статус района.

Пользователь видит результат как оценку вероятности заболевания в процентах. На основе полученных данных система предоставляет обновленный перечень рекомендаций по реализации лечебно-профилактических мероприятий и необходимости оказания плановой или экстренной медицинской помощи. При выявлении высокого риска или при диагностике заболевания пользователь может получить телемедицинскую консультацию у специалиста.

Сотрудничество РЖД с ведущими разработчиками систем искусственного интеллекта продолжится.