С попугаем на плече: топ-5 инноваций на рынке “умных” инвалидных колясок
В мире насчитывается 131 миллион пользователей инвалидных колясок. При этом, как отмечают эксперты, дизайн инвалидных колясок для массового рынка мало изменился за последние четыре десятилетия. Хотя в последнее время число цифровых решений, которые помогают повысить компактность, маневренность, безопасность и доступность этих средств передвижения, значительно выросло.
На двух колесах
Медицинская технологическая компания из Швейцарии Scewo запустила новаторскую технологию для пользователей инвалидных колясок, которая в декабре прошлого года была одобрена в качестве медицинской помощи в Германии.
Согласно отчету EU Startups, электрическая инвалидная коляска BRO является первой в своем роде, которая может подниматься по лестнице, используя только два колеса. Сейчас устройство имеет цифровые функции рулевого управления, но в будущем коляска будет доработана для автономного вождения.
Сенсорная технология, использованная Scewo, “измеряет” окружающую среду и позволяет пользователям плавно перемещаться по неровным поверхностям. Соответствующее приложение дает возможность пользователям смартфонов направлять инвалидную коляску не только по лестнице, но и прямо в багажник автомобиля. Другие функции включают подъем сиденья, например, для использования в супермаркете и для разговоров на уровне глаз.
Инвалидная коляска BRO в настоящее время доступна в Германии, Австрии и Швейцарии. Компания планирует расширить свое присутствие на рынке ЕС.
С инстинктом
Чтобы избежать несчастных случаев, связанных с опрокидыванием, шотландский дизайнер и предприниматель Эндрю Слоранс изобрел инвалидную коляску Phoenix Instinct (Phoenix I). В прошлом году она стала победительницей конкурса автоконцерна Toyota Mobility Unlimited Challenge и получила 1 млн долларов на дальнейшую доработку своего продукта.
Phoenix I изготовлен из углеродного волокна, напечатанного на 3D-принтере. Он очень легкий и “умный”: его можно переключить в “интеллектуальный режим”, чтобы шасси и колеса двигались синхронно с водителем. Это придает коляске большую маневренность и большую устойчивость одновременно.
Phoenix I — первая в мире инвалидная коляска, которая настраивается на ходу. В любое время она поддерживает минимальный вес за счет передних колес, уменьшая сопротивление, что значительно облегчает толкание и поворот. Если человек наклоняется вперед или откидывается назад, кресло будет “повторять” его движения, защищая его от качания и опрокидывания. Если вы повесите тяжелую сумку на спинку кресла, оно “узнает” об этом и автоматически “отрегулирует” центр тяжести, чтобы кресло не накренилось.
“Как финалисты конкурса Toyota Mobility Foundation #MobilityUnlimited, мы стремимся к тому, чтобы умные инвалидные коляски стали нормой, — говорит Эндрю Слоранс. — Мы верим, что интеллектуальные технологии произведут революцию в индустрии инвалидных колясок точно так же, как это произошло с телефоном”.
С искусственным интеллектом
CoMoveIT, дочерняя компания KU Leuven, создала умную инвалидную коляску, в которой используются датчики и искусственный интеллект. Это первый стартап из кампуса Брюгге (Бельгия).
По словам профессора Элегаста Монбалиу из кампуса KU Leuven, новый тип электрической инвалидной коляски предназначен для людей, которые не могут пользоваться джойстиком, например, тех, кто страдает церебральным параличом.
Из-за своего состояния они делают много непроизвольных движений, что не позволяет им управлять традиционной инвалидной коляской, поясняет Элегаста Монбалиу. Поэтому их мобильность зависит от помощи других. Система управления инвалидной коляской от CoMoveIT позволяет обеспечить максимальный уровень независимой мобильности для таких людей.
Одно из отличий от традиционной инвалидной коляски заключается в том, что она управляется не руками, а головой и/или ногами. Программное обеспечение, разработанное с использованием ИИ (называемое CoMoveIT Smart), следит за тем, чтобы непроизвольные движения пользователя распознавались и компенсировались.
Умная езда
SmartDrive MX2+ — это заднеприводная система, которая крепится к спинке инвалидной коляски с ручным управлением. Создатели описывают свое изобретение как “золотую середину между ручными и моторизованными инвалидными колясками”.
Устройство легко и просто устанавливается на спинку ручной инвалидной коляски. Интеллектуальная технология активируется либо с помощью SwitchControl, который представляет собой переключатель, позволяющий двигаться вперед, либо с помощью PushTracker, который похож на умные часы. Пользователям нужно дважды коснуться обода инвалидного кресла, чтобы активировать и деактивировать моноколесо. SmartDrive MX2+ предназначен для уменьшения нагрузки на плечи и боли у пользователей инвалидных колясок.
SmartDrive MX2+ полностью электрический, его максимальная скорость составляет 8,8 км в час. При полной зарядке его запас хода составляет 19,7 км.
В компании с попугаем
Бывший инженер NAS Дэвид Ходжа в детстве видел, как члены его семьи заботятся о его тете, у которой был рассеянный склероз, и о его дяде, у которого была травма спинного мозга. Встав взрослым, он разработал технологию, которая поможет людям с инвалидностью стать более независимыми.
Компания, которую он основал, Parrots Inc., производит продукт Polly на основе искусственного интеллекта, который крепится на инвалидное кресло, чтобы помочь людям общаться и ориентироваться в пространстве.
Polly заняла второе место на конкурсе вспомогательных технологий, спонсируемом Novartis, в июне прошлого года и получила высшую награду в категории искусственного интеллекта, робототехники и голоса на конкурсе South by Southwest “Pitch 2021”.
Polly обеспечивает 360-градусный обзор окружения и “интуитивную навигацию”, которую можно подключить к домашним устройствам. Технология включает в себя распознавание лиц, объектов и речи и интегрируется в Alexa и другие платформы.
Технология может поставляться в комплекте с устройством с камерой, которое выглядит как попугай, пользователи также могут использовать собственные планшеты.
Polly может узнавать и предвидеть потребности пациента, например, включать обогрев, если пользователю холодно. Она может подключаться к существующим технологиям, таким как джойстики или элементы управления слежением за глазами, и у нее есть “умный голос”.
По словам Дэвида Ходжа, английский физик Стивен Хокинг, умерший от бокового амиотрофического склероза (БАС) в 2018 году, ориентировался в пространстве с помощью специально изготовленных устройств. Parrot стремится сделать вспомогательные технологии более доступными.
“Есть миллионы таких людей, как Стивен Хокинг, которым просто не хватает доступных технологий, чтобы стать следующим ученым, инженером, дизайнером, кем бы они ни захотели стать. И я хочу дать всем им возможность осуществить свои мечты”, — признается Ходжа.
В настоящее время у Parrot более 200 клиентов, в основном страдающих рассеянным склерозом или БАС. Пользователи заплатили 1,5 тыс. долларов авансом, а затем по 50 долларов в месяц.
Безопасный город
В Южной Корее, в городе Соннам летом прошлого года местные власти заявили о запуске нового проекта, направленного на обеспечение безопасной автономной работы электрических инвалидных колясок.
В течение нескольких лет администрация будет собирать информацию, в том числе о дорожном покрытии тротуаров, препятствиях на них (деревья, столбы), используя две электрические инвалидные коляски, оснащенные высокоточными датчиками. После прохождения процесса маркировки данные будут уточнены, обработаны и преобразованы в интеллектуальные наборы больших данных.
Последние необходимы для алгоритмов и интеллектуальных датчиков, которые нужны службе дорожных гидов для обеспечения безопасной автономной работы электрических инвалидных колясок. Проект направлен на то, чтобы такие коляски могли безопасно и автономно перемещаться к месту назначения с минимальным вмешательством человека.
Правительство города также проведет демонстрационные испытания в сотрудничестве с четырьмя другими учреждениями, включая Корейский институт электронных технологий. К 2024 году Соннам планирует ввести в эксплуатацию службу самоуправляемых дорожных гидов на электрических инвалидных колясках в тестовом режиме и модернизировать услугу, ежегодно расширяя количество испытательных участков.
К слову, минувшим летом автоконцерн Hyundai Motor Co. вместе с дочерней компанией Kia Corp. и больницей Бунданг Сеульского национального университета объявили о сотрудничестве в проекте по разработке беспилотного инвалидного кресла. Оно будет оборудовано системой самостоятельного вождения, состоящей из лидарных датчиков, камер и ультразвукового датчика. Пока что Hyundai и Kia планируют оценить полезность и удобство коляски и рассмотреть различные способы улучшения технологии.
Что дальше
По прогнозу Data Bridge Market Research, рынок умных инвалидных колясок будет расти в ближайшие восемь лет со среднегодовым темпом в 7%. Повышение осведомленности пациентов о преимуществах умных инвалидных колясок поможет ускорить рост рынка. Впрочем, пока что даже в развитых странах медицинская страховка не покрывает расходы на приобретение инновационных средств передвижения. И это является главным сдерживающим фактором для роста индустрии.
Основные игроки рынка, включенные в отчет: Medical Depot, Inc., Permobil AB, Pride Mobility Products Ltd., GF HEALTH PRODUCTS, INC., Invacare Corporation, Karman Healthcare, Inc., LEVO AG, MEYRA GmbH, Ottobock, WHILL Inc., Sunrise Medical, Antano Group, 21st Century SCIENTIFIC Inc., Hoveround Corporation., Merits Health Products, Ostrich Mobility, KrosMedical Europe.
Корреспондент МВ и ФВ Екатерина Погонцева специально для evercare.ru