Приложение Lenus вдвое сократило время пребывания в больнице пациентов с легочными заболеваниями
Использование цифровой службы поддержки может на 50% сократить время пребывания в больнице пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) высокого риска, утверждают ученые из британской Национальной службы здравоохранения (NHS).
ХОБЛ — длительное прогрессирующее заболевание легких, вызывающее сужение дыхательных путей и затруднение дыхания. От него страдает более 1,2 млн человек в Великобритании, и почти 30 тыс. человек ежегодно умирают от этого заболевания.
По прогнозам, к 2030 г. это заболевание будет обходиться NHS в 2,5 млрд фунтов стерлингов ежегодно, в основном из-за расходов на экстренную госпитализацию в связи с обострениями ХОБЛ. Ученые сосредоточили свое внимание на том, как помочь пациентам в самостоятельном лечении.
Исследование, опубликованное в International Journal of Chronic Obstructive Pulmonary Disease, показало, что количество госпитализаций и койко-дней сократилось вдвое у тех, кто пользовался цифровой службой поддержки от компании Lenus Health, которая использует данные, полученные от пациентов, и искусственный интеллект (ИИ) для повышения эффективности существующих медицинских процедур.
Ученые из NHS Greater Glasgow and Clyde (NHS GGC) обнаружили, что предоставление пациентам услуг цифровой поддержки может потенциально снизить нагрузку на службы NHS за счет сокращения числа госпитализаций и дней пребывания пациентов на больничных койках в год.
Они оценили данные 83 пациентов с тяжелой формой ХОБЛ после 12-24 месяцев доступа к цифровой службе, разработанной совместно с компанией Lenus Health и включавшей приложение для пациентов, панель управления для врачей и сайт поддержки.
Участники исследования могли вводить данные о своих симптомах и отправлять сообщения врачам через приложение. Кроме того, они могли получить доступ к советам по самоконтролю. В течение наблюдаемого периода количество госпитализаций и койко-дней, связанных с респираторными заболеваниями, сократилось у участников исследования примерно на 50%.
За год до использования цифрового сервиса пациенты провели на больничных койках в среднем 15 дней, в то время как за год после участия в исследовании — всего семь дней. Пациенты из сопоставимой контрольной группы, не имевшие доступа к цифровому сервису, в течение года после исследования проводили на больничных койках примерно на пять дней в год больше, в среднем 12 дней на одного пациента.
Пациенты, пользующиеся цифровой услугой, также имели более низкий уровень 12-месячной смертности - 16,9% по сравнению с 24,1% в контрольной группе.
Врач-консультант NHS GGC профессор Крис Карлин, соруководитель исследования, сказал:
Цифровая служба помогает пациентам, снижая уровень тревожности, оказывая клиническую поддержку, организуя мероприятия, снижающие частоту обострений, и предоставляя им инструменты для распознавания и самолечения или получения поддержки при обострениях до того, как они достигнут кризисной точки.
По словам ученых, одним из наиболее удивительных результатов исследования стало то, что пациенты продолжали регулярно пользоваться цифровым сервисом в течение 12–24 месяцев наблюдения.
В среднем пациенты выполняли четыре ежедневных теста по оценке ХОБЛ в неделю. В ходе исследования было установлено, что пациенты всех возрастных групп пользовались цифровым сервисом и отмечали, что он прост в использовании.