Помощь на расстоянии: какая телемедицинская платформа нужна врачам и пациентам на самом деле?
Пандемия стала драйвером роста для телемедицины: на рынке появилось множество новых решений, а спрос на удалённые консультации за первое полугодие 2021 года вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Какие возможности информационных систем наиболее востребованы среди пациентов, врачей и медицинских организаций? Об этом рассказал Андрей Туркин, менеджер продукта «N3.Телемедицина» компании «Нетрика Медицина».
Как, на ваш взгляд, изменились требования к телемедицинским системам в 2020 году?
В условиях пандемии наиболее уязвимыми оказались пациенты, страдающие хроническими заболеваниями. Возможности коммерческих сервисов ограничены – первичная телемедицинская консультация запрещена по закону. Поэтому в Санкт-Петербурге мы реализовали возможность записаться на телемедицинскую консультацию в государственное медучреждение по полису ОМС на региональном портале записи на приём к врачу. В нашей системе есть возможность настроить маршруты для пациентов любых категорий, нуждающихся в диспансерном наблюдении: больных сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, беременных женщин.
Во время пандемии кратно возросла нагрузка на врачей – важно, чтобы врачу не нужно было повторно вносить информацию в разные информационные системы. Благодаря интеграции решения «N3.Телемедицина» с МИС и региональными подсистемами врач вносит данные однократно и видит всю необходимую информацию – историю болезни, результаты анализов, диагностических исследований – в привычном ему интерфейсе. Результаты консультации представляют собой полноценный электронный документ и становятся частью интегрированной медицинской карты.
По вашему опыту, чего же на самом деле ждут от телемедицины все участники процесса?
Подсистема «Телемедицинские консультации» (совместное решение компании «Нетрика Медицина» и АО «Концерн «Вега») используется в Санкт-Петербурге, Новгородской, Кемеровской областях и в Республике Алтай, в ближайшее время планируется к внедрению в Краснодарском крае и Архангельской области. При создании нашего решения мы изучили потребности разных групп пользователей и сейчас четко понимаем ожидания рынка.
Пациенту важно поддерживать связь со своим лечащим врачом – специалистом, который знаком с его историей болезни, которому он доверяет. При этом большинство хотело бы получать телемедицинскую помощь бесплатно по полису ОМС. И хотя лояльность к дистанционным врачебным консультациям в прошлом году у многих повысилась, тем не менее, как показал наш опрос, у этой тенденции есть и обратная сторона. Часть пациентов стала всерьез опасаться, что дистанционные взаимодействия постепенно вытеснят очное общение с врачом.
Чего ждут от телемедицины врачи? Они пользуются телемедицинскими решениями и в формате «врач-врач», и в формате «врач-пациент». При этом сегодня на организационном уровне пока остаются нерешенными два важнейших вопроса: как учитывать рабочее время на дистанционное консультирование пациентов и коллег, и как должна оплачиваться такая работа.
Для организаторов здравоохранения процесс оказания телемедицинской помощи должен быть прозрачен и упорядочен. Медицинские организации хотят видеть число заявок, понимать, как распределять нагрузку, составлять расписание врачей с учетом телемедицинских консультаций, подавать данные в ТФОМС для оплаты таких работ.
Сейчас многие врачи, чаще в коммерческих клиниках, общаются с пациентами дистанционно, например, в мессенджерах. Клиники не могут управлять этим процессом. Как медорганизациям контролировать качество консультаций по WhatsApp, за которое в конечном итоге отвечает перед пациентом именно она? Это очень серьезный вопрос.
Какой, на ваш взгляд, должна быть телемедицинская система, способная решить задачи всех пользователей?
Во-первых, запись на консультацию должна быть простой и доступной для пациента. Многие люди привыкли пользоваться региональными порталами записи на приём к врачу – удобно, если заявку на телемедицинскую консультацию можно создать там же, в личном кабинете. Важно, чтобы заявка поступала в поликлинику, к которой прикреплен пациент – в таком случае он сможет попасть к знакомому лечащему врачу, с которым уже сложились доверительные отношения. В других случаях, когда требуется второе мнение или консультация узкого специалиста, должна быть возможность записаться на телемедицинскую консультацию по направлению.
Нужно учесть, что врачам зачастую удобнее проводить телемедицинские консультации не в какой-то новой системе, которой нужно обучаться заново, а в привычном интерфейсе своей медицинской информационной системы (МИС). И мы, как разработчики, должны предусмотреть возможность интеграции телемедицинского сервиса с МИС.
Телемедицинская система должна быть интегрирована с другими региональными подсистемами в сфере здравоохранения. В таком случае вместе с заявкой врач получает доступ к электронной истории болезни пациента, включая данные о результатах анализов, случаях медицинского обслуживания, диагнозах и лекарственных назначениях. Отмечу, что врачу удобнее видеть не все медицинские документы пациента, а интегральный анамнез – то есть срез данных, относящихся непосредственно к специализации врача. И такой функционал также может быть реализован с помощью интеграции телемедицинской системы с другими сервисами.
Телемедицинская система должна поддерживать юридически значимый электронный документооборот. Врач формирует в МИС заключение, которое подписывает цифровой подписью – так результаты телемедицинской консультации сохранятся в электронной медицинской карте пациента, и могут быть переданы в федеральный реестр электронных документов (РЭМД). Каждая дистанционная консультация должна быть зарегистрирована как официальный случай медобслуживания. В таком случае телемедицинские консультации могут быть включены в реестр счетов и оплачены.
Очевидно, что в разных медицинских организациях внутренние рабочие процессы будут отличаться, и это необходимо учитывать при настройке системы. А значит, телемедицинское решение должно быть гибким и легко адаптироваться под текущие потребности медучреждения.
Небольшим учреждениям обычно бывает удобно пользоваться самым простым маршрутом прохождения телемедицинской заявки. Например, если в районной больнице работает один кардиолог, то все заявки на дистанционные консультации по профилю кардиология идут по единому маршруту.
В крупной клинике, где врачей много, удобнее настроить процесс так, чтобы заявки на консультации попадали к регистратору, а затем распределялись по отделениям или врачам. Процесс (маршрут) может в таком случае выглядеть более сложно и содержать множество этапов и статусов заявок – например, отдельный этап для решения о необходимости экстренной или плановой госпитализации.
На уровне региона нужно учитывать особенности локализации, способ управления и местное законодательство. Будет преимуществом, если вносить изменения в настройки системы сможет специалист, не обладающий специальными навыками в области программирования. В таком случае, например, аналитик регионального медицинского информационно-аналитического центра мог бы при необходимости быстро изменить состав данных или маршрут передачи данных.
В каких областях могут быть наиболее востребованы телемедицинские услуги, предоставляемые государством?
По нашему опыту, телемедицина наиболее востребована в трёх случаях. Во-первых, в условиях пандемии телемедицина используется для замены повторных посещений. В Санкт-Петербурге это работает так: в назначенное время пациент заходит на региональный портал записи на приём к врачу, заполняет форму и начинает общаться в чате с врачом. На дистанционной встрече пациент может рассказать о ходе лечения и результатах, а врач принять решение – достаточно ли удалённой консультации или нужно назначить очный прием.
Во-вторых, телемедицинские технологии расширяют возможности диспансерного наблюдения. Речь идет о пациентах, которые проходят длительное лечение, в том числе от хронических заболеваний – сердечно-сосудистых, неврологических и других. Им необходимо регулярно получать поддержку специалиста, а с помощью технологий следить за их состоянием здоровья можно дистанционно. В перспективе к истории болезни таких пациентов могут быть присоединены данные носимых устройств или будет реализована возможность вести мониторинг показателей в электронном дневнике здоровья.
И третья область применения – это восстановительное лечение, когда врач и пациент долго взаимодействуют, например, при реабилитации после тяжелой операции. Дистанционный формат схож с диспансерным наблюдением. В этом случае пациент также получает от врача программу восстановления, удаленно сообщает о прохождении и о состоянии здоровья, ведет электронный дневник.
Повторные посещения, диспансерное наблюдение и восстановительное лечение – это наиболее востребованные сегодня области практического применения телемедицинских решений. В ряде случаев для реализации необходимого функционала при оказании дистанционной помощи важно обеспечить взаимодействие со специализированными системами. Наши компетенции в интеграции позволяют нам создавать решения совместно с партнерами, которые обладают глубокой экспертизой в своих предметных областях.