Павел Пугачев: Как развивается телемедицина в России

Павел Пугачев: Как развивается телемедицина в России

12 Nov 2020
191
Прослушать

Продолжаем публикацию отчетов о выступлениях, прозвучавших на встрече в режиме видео-конференц-связи, посвященной проблемам и перспективам применения телемедицины, которую провел на прошлой неделе Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.

 После вступительного слова главы комитета выступил Павел Сергеевич Пугачев, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации:

«Да, действительно, мы с Дмитрием Анатольевичем в 2017-м году обсуждали и горячо спорили о законах по телемедицине. За это время проведено порядка трехсот тысяч консультаций, 385000 консультаций «врач – пациент» и более 418 тысяч консультаций для вынесения заключения по результатам диагностических исследований. 82 тысячи пациентов находилось на так называемом дистанционном наблюдении за состоянием их здоровья».

Много это или мало? Заместитель министра здравоохранения убежден, что этого мало, потому что потенциал телемедицины гораздо больше. И с учетом географии нашей страны, распределения медицинских организаций, эти технологии способны более эффективно использовать и время врача, и взаимодействие с пациентом.

«Пандемия, безусловно, подстегнула применение телемедицинских технологий. Она поставила нас в условия, когда эти технологии действительно спасали жизни и помогали врачам организовать работу, – продолжил свою мысль выступающий. – Мы шли рука об руку с коллегами из Государственной Думы. Спасибо им за то, что своевременно были приняты необходимые законодательные акты. В первую очередь, это закон по дистанционной торговле лекарственными препаратами, который был принят в самом начале апреля. Он помог получать лекарства многим хроническим пациентам, оказавшимся дома на самоизоляции и не имеющим возможности посещать аптеки. Если будет предложена инициатива по продлению этой практики, то мы ее поддержим».

В Росздравнадзоре зарегистрировались и обеспечивают дистанционную торговлю лекарствами многие аптечные организации. Еще 242 организации желают получить такое разрешение. Это достаточное количество для обеспечения покупателей. Но, по мнению Павла Пугачева, требуется отработать мельчайшие технические и организационные детали, потому что дистанционная торговля лекарственными препаратами не может существовать без электронных рецептов. Важно отработать все механизмы, чтобы система работала, как часы, в едином информационном комплексе.

«Нам нужно использовать лучшие практики, в том числе коммерческих организаций. Мы в 2017 году прописывали, что медицинские организации частной системы здравоохранения должны входить в цифровой фонд. И вот сейчас, внося изменения в федеральный проект по созданию цифрового контура, мы непосредственно решаем эту задачу. Необходимо подключение частных медицинских организаций к единому цифровому контуру, чтобы обеспечить преемственность оказания медицинской помощи вне зависимости от того, где эта помощь была оказана. Все лабораторные исследования, консультации врачей должны быть доступны пациентам, чтобы они пользовались этой информацией для лечения, – пояснил он».

Закон, который был принят Государственной думой в июне в отношении чрезвычайных ситуаций и последующее постановление Правительства РФ обеспечат реализацию не только электронных рецептов, но и электронных больничных, которые тоже были крайне востребованы в условиях пандемии. Необходимо было оформлять рецепты и больничные листы дистанционно, по итогам телемедицинских консультаций.

Минздрав РФ в самом начале пандемии издал приказ № 198 о временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения вирусной инфекции. 30 октября в него были внесены изменения: включен раздел, связанный с организацией телемедицинских консультаций с рекомендациями для субъектов по созданию медицинских центров и собственного сопровождения пациентов с ковидом. Приказ находится на регистрации в Минюсте.

 «Мы рассчитываем, что после регистрации он станет основой для внедрения лучших практик, которые показали субъекты в борьбе с новой коронавирусной инфекцией, – подчеркнул заместитель министра. – Москва, Калужская область, Сахалин и другие региона много сделали для внедрения телемедицинских технологий и сняли большую нагрузку с врачей и уменьшили тревогу пациентов».

Некоторые пациенты начинали паниковать и не знали, куда им обратиться. Но элементарное взаимодействие с врачом помогало их успокоить и определить тактику лечения. Оптимальная тактики лечения позволяет сэкономить время и повысить эффективность терапии. На базе краевой Краснодарской больницы была организована виртуальная поликлиника. Она позволяет дистанционно, с участием врачей, не прилетая в город Красноярск, понять, какое требуется лечение пациенту, какие обследование ему нужно пройти на месте. В результате составляется детальный план лечения ещё до посещения пациентом Красноярска. Лечение проводится точно в срок, и в результате пациенту нужно находиться в городе Красноярске не 2 недели, как ранее, а всего двое суток. Это на порядок улучшает качество оказания медицинской помощи и эффективность работы самой медицинской организации.

У многих врачей есть определенная настороженность при применении телемедицинских технологий, потому что не было наработанной практики. Сейчас, благодаря ковиду, а практика наработана и нам её нужно продвигать и закреплять, в том числе через обучение и дистанционно. В ходе пандемии дистанционное обучение активно используется. За это время было обучено дистанционным способом более полутора миллионов медицинских работников.

«Для того чтобы обеспечить учет пациентов с новой коронавирусной инфекцией, – продолжил свой отчет Павел Пугачев, – мы в самом начале создали регистр пациентов, было принято Постановление Правительства №373 о временном учете пациентов. Во-первых, эта информация была размещена в личном кабинете гражданина на портале Государственных услуг. Сейчас создается личный кабинет «Мое здоровье» и отдельное мобильное приложение – они будут запущены в этом году».

В личном кабинете созданы анкеты, которые граждане могли заполнять и получать, по сути, дистанционный тест на рисковые ситуации, которые у них возникают, ответы на их тревоги.

Но, самое главное, это позволило быстрее продвигать инновационные решения в сфере здравоохранения. Вакцина, которая была зарегистрирована, уже начала применяться. Она сейчас применяется для вакцинации медицинских работников, учителей.

Изначально было предусмотрено, что эта информация также учитывается в регистре. Когда человек вакцинирован, он получает уведомление на портале Госуслуг о том, что он может пройти и заполнить дневник самонаблюдения. В результате практически в режиме реального времени была получена обратная связь, поступала информация о тех реакциях, которые человек получает после введения вакцины.

«Практика показала, что практически 50% вакцинированных пользуются этим сервисом, – пояснил руководитель Минздрава. – Это очень хорошая цифра, потому что они каждый день заполняют дневник вакцинации. И сразу же становится видна, практически в режиме реального времени, картина по действию вакцины на организм человека и, возможно, негативные реакции. Но негативных реакций нет, к счастью».

Это тоже своего рода телемедицинские технологии, которые позволяют обеспечить коммуникацию пациента с врачом, с медицинской организацией. Только вовлекая пациента в заботу о своём здоровье, мы сможем повысить эффективность системы здравоохранения, – убежден Павел Пугачев.

Законопроект о распространении телемедицинских технологий в сферу дистанционных осмотров, предрейсовых осмотров подготовлен министерством. Он прошел согласование с ведомствами, и в ближайшее время будет внесён в правительство и в Думу.

«Электронный документооборот был приоритетной задачей, – продолжил перечисление важных достижений в сфере цифровизации российского здравоохранения заместитель министра. – Любая цифровизация сводится на нет, если приходится потом распечатывать и хранить все это в бумажном виде. Приказ об исключении дублирования медицинской документации в бумажном виде подготовлен, проходит регистрацию в Минюсте и до конца года он точно будет принят. Мы не хотим идти директивным путем и запретить бумажные документы. Страна большая и уровень готовности медицинских организаций разный. При этом если медицинская организация такую готовность ощущает, то решением главного врача они могут перейти полностью на электронный документооборот».

Таким образом, замыкается нормативный периметр, который легализует полностью электронные документы в здравоохранении. Для граждан нужно создать сервисы, которые позволят максимально использовать пациенту свои медицинские документы для получения второго мнения, какой-то дополнительной консультации.

Есть законодательная инициатива о том, что с согласия человека он может оперативно предоставлять доступ медицинских работников к своим медицинским документам. Люди часто хранят свою медицинскую документацию в электронной почте, в мессенджерах, что, конечно, небезопасно. «Мы обязаны для гражданина предоставить такой безопасный государственный сервис, чтобы он мог им воспользоваться, – убежден Павел Пугачев»

По системе ОМС тоже есть законодательная инициатива Минздрава, которая уже внесена в Государственную Думу. «Это программа государственной гарантии и технологии дистанционного мониторинга состояния здоровья, которые мы предлагали с 2022 года включить в программу госгарантий, – напомнил выступающий»

Важным является не только сам механизм оплаты и механизм регуляторики, но и наличие готовых средств дистанционного мониторинга состояния здоровья, устройств, так называемых гаджетов, которые в режиме медицинского изделия позволяют обеспечивать такой дистанционный мониторинг и прежде всего хроническим пациентам из группы риска. Был принят Государственной Думой закон об экспериментальных правовых режимах.

«Этот механизм позволит безопасно и под контролем выйти за определенные рамки и запустить в пилотном режиме эксперимента те или иные технологии, которые массово внедрять еще опасаемся, – поделился Павел Пугачев. – Мы готовим закон-спутник 323-го закона, который позволит организовывать подобные эксперименты в сфере здравоохранения. Конечно, при проведении таких экспериментов должна быть предусмотрена своеобразная красная кнопка, которую можно нажать и приостановить эксперимент при возникновении риск и угроз здоровью».

В заключение своего выступление он сказал: «Это самый эффективный и быстрый путь внедрения любых инновационных технологий в защищенном режиме. Та база, которая была заложена в 2017 году, безусловно, дала возможность развития телемедицинским технологиям. Но с учетом опыта пандемии нужно посмотреть, какие вещи мы можем использовать более эффективно. Например, в тот момент было принято, что дистанционный мониторинг состояния здоровья может назначаться лечащим врачом после очного визита. Сейчас кажется эта норма избыточной, потому что еще до визита к специалисту человек может иметь результаты такого дистанционного мониторинга. Можно было бы сократить, как минимум, одно посещение. Врач видит результаты наблюдения этого пациента и может принимать решения на первом приеме».

«Когда мы говорим о совершенствовании мониторинга и о законодательных инициативах, сегодня врачу будет легче определить пациента в так называемую зону риска, – прокомментировал выступление Дмитрий Морозов. – Это может делать искусственный интеллект по результатам мониторинга и по результатам работы систем поддержки врачебных решений. Когда это всё будет в едином контуре, то любой из нас, будучи пациентом, будет находиться под мониторингом. Наблюдения будут вестись не только за шагами, пройденными за сутки, но и за работой сердца, основных систем, уровнем сахара и многим другим. Это позволит проводить превентивную терапию на профилактику заболеваний».