Опасение: телемедицина - это лечение "по телевизору"

27 Nov 2019
212
Прослушать

В продолжение разговора о заблуждениях и опасениях, возникших на момент принятия Закона о телемедицине, поговорим о предположении о том, что телемедицина повысит конкуренцию среди врачей и приведет к тому, что мы будем лечиться «по телевизору». Такое выражение – типичный фейк, возникший на этапе становления и обсуждения закона «О телемедицине», который пришелся на 2016-2018 гг., когда средства массовой информации усиленно начали обсуждение данного вопроса. При визуализации часто представляется картина, когда врач сидит за монитором компьютером с одной стороны связи, а с другой – находится пациент. Они вместе обсуждают какие-то вопросы, врач проводит консультацию, пациент же что-то говорит.

В действительности же из практического опыта можно сказать, что лишь 10% телемедицинских консультаций приходятся на видеоконференцсвязь. Подавляющее большинство консультаций в формате взаимоотношений «пациент – врач» и «врач – врач» проходят в режиме отсроченных телемедицинских консультаций, когда компьютер используется как инструмент, с помощью которого оценивается медицинская документация о состоянии здоровья пациента, присланная врачом-коллегой или самим пациентом, обратившимся за помощью. Видеоконференцсвязь требует одновременное присутствие пациента и врача или двух врачей, если речь идет о консультации «врач – врач» перед мониторами компьютера. Это не очень удобно, и сама по себе телемедицинская консультация с применением видеоконференцсвязи, или ВКС – достаточно затратный по времени инструмент осуществления медицинской помощи.

В реальной жизни мы смотрим электронную историю болезни, оцениваем медицинскую документацию и принимаем то или иное решение, поэтому представлять себе телемедицину как лечение по телевизору неверно.

Другое заблуждение, с которым хотелось бы разобраться, связано с идеей о повышении конкуренции среди врачей при оказании медицинской помощи. Казалось бы, врачи из удаленных регионов, где нет большого потока пациентов, действительно могут начать конкуренцию с врачами из ведущих центров. И всё же, это не так, поскольку доктора специализируются на том или ином виде оказания медицинской помощи как по разным уровням её оказания, так и по различным специализациям. Как правило, некий узкий сегмент, который телемедицина позволяет осветить, находится в руках ограниченного круга врачей, обладающих экспертизой.

Кроме того, в первичном звене имеется, как правило, недостаток кадров, а их занятость высока, так что у специалистов нет физической возможности уделить внимание пациентам в режиме «онлайн».

С другой стороны, можно взглянуть на финансовую сторону вопроса. Существует мнение, что телемедицинская консультация обойдется дешевле, нежели обычный прием. В действительности, это не так. Даже в плане времени, которое тратит врач – это либо одинаковые промежутки времени, либо даже чуть больше, поскольку требуется время на подготовку и изучение медицинской документации. В связи с этим, если телемедицинская консультация стоит столько же, то по большому счету клиника и владелец лицензии теряет в деньгах, ведь промежуток времени мог бы быть использован более рационально в режиме «оффлайн».

Если мы взглянем на Интернет, допустим – на ведущие сервисы, то там и вовсе консультация врача с помощью телемедицинских технологий может составлять 99 рублей. Это абсолютно нежизнеспособная цена. Она может быть, конечно, использована, с точки зрения маркетинга и лидогенерации пациентов в клинику или дальнейшее углубленное консультирование, но фактически врачи, ценящие свою экспертизу и свое время, не могут быть привлечены в такую систему. По этой причине мы видим большое количество молодых докторов, не сильно вовлеченных в обычную медицинскую практику в режиме «оффлайн», именно в подобных сервисах. Возможно, как следствие с этим связан тот факт, что ряд игроков уходит с рынка телемедицины, закрывая или продавая свои проекты.

Следует помнить, что хороший врач всегда имеет высокую загруженность, и для него телемедицина – это лишь инструмент, позволяющий обратить на себя дополнительное внимание и продемонстрировать себя как специалиста в тренде новых медицинских технологий. В действительности, большинство своих услуг он все-таки оказывает в обычном кабинете, в операционной и за своим письменным столом без использования телемедицинских технологий.

Продолжение в следующем видео >>