Пути решения проблем с внедрением телемедицины
В продолжение темы о различных аспектах Закона о телемедицине стоит поговорить о перспективах развития данного направления. Предполагается, что в ближайшее время драйвером развития телемедицины в Российской Федерации станут частные клиники и пациенты. К сожалению, в отношении взаимодействия «пациент – врач» от государственной системы здравоохранения ожидать каких-то реальных шагов, а не статистических показателей – не стоит. В государственной системе здравоохранения продолжит развитие направление консультаций «врач – врач», но основной рост необходим именно формату «пациент – врач».
Второй момент – как было упомянуто, ожидается развитие направления в формате «врач – врач», которое и до принятия закона не было запрещено, но его вступление в силу способствовало запуску ряда законодательных актов, которые дают возможность для развития этих технологий.
Для того, чтобы развивать телемедицину в государственном секторе, покрывающем более 85% всех медицинских услуг, необходимо решать вопрос, связанный с утверждением тарифов в обязательной системе медицинского страхования (ОМС). На текущий момент многие регионы, в том числе – Москва, не завершили этот процесс, и в тарифах ОМС нет консультаций, которые может осуществлять врач в отношении пациента. Эти консультации просто не покрываются системой обязательного медицинского страхования.
Пути решения проблем с внедрением телемедицины
Следующая рекомендация связана с тем фактом, что телемедицина не заканчивается обычными консультациями, обсуждением каких-то вопросов, принятием решений как в формате «врач – врач», так и «врач – пациент». Телемедицинские технологии – это гораздо больше. Важно обратить внимание на систему дистанционного мониторинга: это та самая часть скрытого айсберга и наших потенциальных возможностей развития телемедицины.
Довольно заинтересованы в развитии телемедицинских технологий и сами пациенты. У многих есть какие-то проблемы со здоровьем, и выглядит логичным желание решить эти проблемы с минимальными затратами. Поэтому если у пациента появится возможность получить какую-то консультацию дистанционно, то он ею воспользуется. В связи с этим, можно рекомендовать сделать акцент на предложении телемедицинских консультаций и сервисов, ориентированных на пациентов, чтобы пациент выражал свою заинтересованность в таком формате и косвенно способствовал развитию телемедицины.
Следующее предложение – это развитие сервисов с использованием систем мониторинга показателей физиологических функций, а также – систем нотификаций, предупреждений и обучения пациента, за которые люди в принципе готовы платить определенные деньги. В данном контексте интересна система подписки, продажи гаджетов и приборов, которые имеют для пациентов некую материальную ценность. В соответствии с данной схемой действий, покупается прибор и оформляется подписка, которая проводит необходимый мониторинг, анализирует данные и выдает полезную информацию. В итоге, человек сам покрывает расходы, которые могут быть интересны для компаний для расформирования их бизнеса.
Соответственно, если мы делаем такие приборы, и у нас есть желание продавать сервис, то под него следует создавать соответствующие автоматизированные системы оценки тех или иных показателей и параметров, которые мы получаем с гаджетов или посредством опросников. В этом плане очень важно максимально автоматизировать рутинные задачи и процессы в повседневной клинической практике, с которыми сталкивается как сам пациент, так и врач.
Отдельно стоит отметить необходимость использования искусственного интеллекта, а именно: систем помощи принятия решений как для пациентов, так и для врачей, которые автоматизируют рутинные процедуры. Например, пациенту можно предложить пройти чек-лист или опросник перед тем, как он сделает следующий шаг – обратится к врачу за консультацией. Это заодно сделает понятным для пациента необходимость платежей, которые мы ожидаем за использование того или иного телемедицинского сервиса.
Помимо этого, высока важность коллаборации, или объединения всех игроков, заинтересованных в достижении общих целей на формирующемся новом рынке телемедицинских услуг. Это крайне важно для того, чтобы объединить наши ресурсы или маркетинговые усилия для достижения хотя бы переходного этапа развития нашего бизнеса. Возможно, потом наши пути разойдутся, но на первом этапе такая коллаборация совершенно точно необходима. Сейчас же мы видим в секторах телемедицины, искусственного интеллекта и телемедицинского сервиса недоверие между игроками, вызванное опасением конкуренции. Необходимо правильно расставить приоритеты и осознать, что объединение усилий поможет всем участникам повысить рост производительности и эффективности данного направления.