На Алтае наблюдают больных COVID-19 по скайпу
На Алтае с помощью системы удаленного консультирования пациенты имеют возможность ежедневно консультироваться с лечащим врачом по скайпу.
Особенно важно для здоровья и жизни пациентов это оказалось в период пандемии COVID-19.
В течение карантина и в посткарантинные месяцы специалисты Регионального дистанционного консультативного центра COVID-19 на базе Краевой клинической больницы выдали около 6,5 тыс. консультаций в формате «врач-врач», консультируя коллег, оказывающих помощь заболевшим коронавирусом по всему региону.
Не менее нужной оказалась дистанционная форма медицинского наблюдения пациентов с положительным тестом на коронавирус, но не тяжело болеющих. Они получили возможность не ложиться в стационары рядом с тяжелыми больными, а находиться на лечении и самоизоляции дома. Ежедневно с ними связывались врачи, спрашивали о самочувствии и наблюдали малейшие изменения его в режиме онлайн.
Дистанционные видео-консультации между врачом и пациентом технически возможны и становятся все более приемлемыми. В некоторых случаях они проводятся параллельно с очными или телефонными консультациями (а иногда и взамен них). Существует ряд средств видеосвязи, таких как Skype, которые предлагают потенциальные преимущества для пациентов, избавляя последних не только от опасности заражения в период обострения эпидемиологической обстановки, но и от расходов и неудобств, связанных с поездками. Однако высказываются опасения, что скайп-консультации могут быть клинически рискованными или менее приемлемыми для пациентов или медиков, поэтому важно знать, как изменится динамика в ходе консультации, если она будет проводиться с помощью средств видеосвязи, а не лицом к лицу. Важно также понять, как такие инструменты влияют на организационные системы и процессы, как они взаимосвязаны, с тем чтобы их можно было надлежащим образом встроить в повседневную практику оказания медицинской помощи и обеспечить ее устойчивость.
В работе Центра принимают участие 25 докторов, работающих по технологии «врач-пациент». Они ведут пристальное наблюдение за всеми больными коронавирусом, которые лечатся дома. Состояние пациентов контролируется с помощью чек-листов с готовым набором вопросов. Ответы на них сразу же дают подсказку врачу о способах дальнейших действий: нужно ли вызвать участкового врача, скорую помощь или лечение протекает спокойно, без угрозы риска осложнений.
«Врачи даже сообщают полиции о недобросовестных больных, нарушающих режим самоизоляции, если не могут застать их дома по телефону или скайпу», - не скрывает главный врач Краевого центра медицинской профилактики Татьяна Репкина.
Скайп-консультирование, как один из популярных вариантов телемедицины не только применяется на практике, но и изучается учеными. В уже опубликованных отечественных и зарубежных исследованиях по использованию Скайпа в клинической практике сообщается о положительных преимуществах. Эксперты описывают эксперимент, когда десять сеансов, проведенных через скайп, были так же эффективны, как и десять сеансов, проведенных лицом к лицу. Есть данные, что соблюдение правил лечения и контроль над заболеванием сопоставим с очным посещением врача.
В некоторых исследованиях изучалось использование скайпа в лечении других хронических заболеваний, что не менее актуально в период карантина. В ходе 36-недельного наблюдения за участниками, проходившими лечение по скайпу, были отмечены значительно лучшие результаты, чем у тех, кто проходил лечение при личном участии. Авторы предположили, что более целенаправленный характер сеансов, проводимых с использованием скайпа, возможно, и обусловил эти устойчивые положительные результаты.
Кроме телемедицины на Алтае неоценимую помощь в борьбе с коронавирусом оказала информационная система регионального архива медицинских изображений. Здесь хранятся все изображения, полученные от компьютерных и магнитно-резонансных томографов, рентгеновских аппаратов, которые находятся в 40 краевых больницах и поликлиниках. Именно столько учреждений подключены к этой системе.
Врачи из задействованных клиник могут оперативно знакомиться с результатами уже проведенных обследований больного, проконсультироваться друг с другом в сложных вопросах анализа снимков, быстро назначить томографическое или рентгеновское исследование в любой день недели и в любое время суток на действующих без выходных аппаратах.
Еще одна информационная система спасает тяжело больных пациентов в реанимационных палатах трех медицинских центров, перинатального, центра материнства и детства, ковидного госпиталя, в краевом центре. Она также подключена еще к 17 больничным учреждениям, находящимся на территории региона.
В оборудованных системах реанимационных палатах установлены камеры возле каждой койки. Они записывают изображение и звук. Лечащий врач может передать запись по телефону любому крупному специалисту и получить его консультацию по конкретному узкому медицинскому вопросу. Специалист консультативного центра, имеющий наивысшую квалификацию в этом направлении, даст свои рекомендации, способы лечения и примет решение, если больного нужно перевести в краевые профильные медицинские учреждения для более эффективного лечения.
Система медицинского дистанционного обслуживания помогает сохранять жизни многих алтайцев и беречь их здоровье.