Мнить о других: как развивается рынок медицинского второго мнения

Мнить о других: как развивается рынок медицинского второго мнения

20 Apr 2022
146
Прослушать

Второе мнение (англ. second opinion) — практика получения дополнительной консультации медицинского специалиста по результатам проведенных медицинских исследований с целью уточнения диагноза и плана лечения. Однако в последнее время все чаще этот термин используется применительно к цифровым сервисам, которые помогают врачу в принятии клинических решений. 

Почему востребовано

Согласно аналитике Национальной медицинской академии США, 5% взрослых пациентов сталкиваются с диагностическими ошибками. Посмертные исследования, проводившиеся в течение длительного времени, показывают, что диагностические ошибки являются причиной примерно 10% смертей пациентов и источником от 6% до 17%  неблагоприятных событий в больницах. Диагностические ошибки лидируют в структуре типов исков о взыскании компенсации вреда, причиненного вследствие врачебной халатности. 

Согласно исследованию, опубликованному организацией Medical Billing Advocates of America в 2019 году, 80% медицинских счетов содержат по крайней мере одну врачебную ошибку. Эти ошибки обходятся бюджету примерно в 210 млрд долларов. 

По данным клиники Майо, более 20% пациентов, обратившихся за консультацией “второе мнение”, сначала получили неправильный диагноз в своем медицинском учреждении, а в 21% случаев полученное второе мнение существенно отличалось от первого диагноза. 

Нехватка врачебного персонала приводит к перегрузке медицинских кадров. Уставшие врачи менее внимательны и больше склонны ошибаться. Спрос на снижение затрат систем здравоохранения и повышение безопасности пациентов — главные причины, по которым рынок второго медицинского мнения в ближайшее время будет переживать бум. Причем, сервисы второго мнения могут снижать финансовую нагрузку на клиники не только благодаря сокращению числа исков от пациентов, но и путем сокращения числа ненужных назначений, направлений на операции и т.д., отмечают эксперты.

Согласно данным Data Bridge, этот рынок будет расти со среднегодовым темпом в 10,7% в следующие три года и в 2024 году достигнет 7 млрд долларов. Ожидается, что на мировом рынке медицинских услуг второго мнения будет доминировать Северная Америка. Этому будут способствовать такие факторы, как наличие многочисленных центров и институтов, занимающихся промышленными исследованиями и разработками, увеличение числа инновационных цифровых приложений, благоприятная нормативно-правовая база. На втором месте идет Европа.

Хотя в отчете Data Bridge, который размещен в открытом доступе, Россия не упоминается, очевидно, что популярность второго медицинского мнения в нашей стране также имеет тенденцию к росту. В 2019 году пресс-служба СК «Сбербанк страхование жизни» подсчитала, что доля обращений за вторым медицинским мнением от клиентов из регионов выросла до 70% (16% первичных диагнозов на этом этапе не подтвердилось). Россияне получали альтернативное мнение как от российских, так и от зарубежных специалистов.

Какие нозологии в фокусе

Сами врачи отмечают, что многие пациенты, которым рекомендовано хирургическое вмешательство, принимают окончательное решение только после консультации с несколькими специалистами.

По сведениям маркетологов, основные сегменты рынка второго медицинского мнения по нозологиям — онкозаболевания, сахарный диабет, сердечно-сосудистые, неврологические, офтальмологические и легочные заболевания. Впрочем, цифровые решения “второе/третье мнение” также весьма востребовано в стоматологии.

Сообщается, что более 40% стоматологических заболеваний пропускаются, и более 65% предлагаемых методов лечения отклоняются пациентами, потому что они не понимают их важности, считают, что их просто хотят “раскрутить” на дорогостоящие лечение. Цифровые инструменты в руках врача, которые помогали бы работать с возражениями пациентов и наглядно, в виде презентации демонстрировать пользу будущего лечения на основании данных конкретного пациента, могли бы изменить ситуацию. Таким функционалом обладает Videa, платформа для анализа рентгеновских снимков на базе технологии ИИ.

Его конкурент Pearl (Лос-Анджелес) недавно объявил, что FDA одобрило его программное обеспечение для обнаружения патологий в режиме реального времени на основе искусственного интеллекта Second Opinion. Система может помочь стоматологам точно идентифицировать широкий спектр распространенных стоматологических заболеваний на рентгеновских снимках пациентов. Second opinion применяет компьютерное зрение для выявления и выделения ключевых патологических и непатологических результатов.

Российские решения

В Москве компьютерное зрение с использованием технологии искусственного интеллекта сначала стали применять для диагностики коронавируса. А сегодня его используют для диагностики рака легких, остеопороза, ишемической болезни сердца, инсульта, легочной гипертензии. 

Якутский разработчик нейросети для анализа медицинских изображений Sciberia недавно привлек 150 млн руб от фонда “Восход” Владимира Потанина. У стартапа есть две диагностические программы для анализа КТ-снимков: Sciberia Lungs для диагностики COVID-19 и рака легких и Sciberia Head, которая обнаруживает признаки ишемического и геморрагического инсультов. 

Программы делают подсчеты количественных (объемы и проценты поражений и изменений) и качественных (локализация, тип поражений и изменений) характеристик для врача, помогая ему принимать решения. Компания также развивает несколько сервисов — для просмотра, хранения изображений и ведения аккаунтов медицинских сотрудников.

По оценкам разработчиков, их программы позволяют в четыре раза быстрее обрабатывать результаты КТ-исследования с точностью анализа до 98%. Разработки Sciberia тестируют в трех якутских городских больницах и в межрайонной больнице в Саяногорске, сообщил Forbes представитель стартапа. 

Привлеченные средства Sciberia потратит на расширение портфеля продуктов, сертификацию и запуск продаж ПО медицинским организациям в России и за рубежом.

Системы анализа медицинских изображений также развивают стартапы Botkin.AI, “Цельс” и “Платформа Третье мнение”. Первые два в 2020 году привлекли инвестиции: Botkin.AI — 160 млн рублей от компании Unicorn Capital Partners и инвестиционного холдинга “Ташир Медика”, “Цельс” — 180 млн рублей от венчурного фонда Национальной технологической инициативы. Что касается третьего игрока, то в апреле этого года он подписал соглашение о сотрудничестве с Самарским госмедуниверситетом. Партнеры намерены запустить пилотный проект по AI-интерпретации оцифрованных мазков клеток крови и костного мозга для ускоренной диагностики острых лейкозов. 

Также стороны договорились использовать сервисы “Третье Мнение” в рамках образовательных проектов, в частности знакомить студентов вуза с работой модулей компьютерного зрения на их примере. 

В продуктовый портфель “Третье Мнение” входят сервисы для анализа диагностических исследований для отделений лучевой и лабораторной диагностики, офтальмологии, стоматологии, а также сервис умной видеоаналитики для предупреждения больничного травматизма и оптимизации работы медперсонала. 

Исследователи из Сколтеха, НИУ ВШЭ и Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН разработали набор инструментов и краудсорсинговую платформу для анализа электроэнцефалограмм. Предложенное автоматизированное решение выделяет значимые компоненты сигнала ЭЭГ быстрее и с меньшей субъективностью, чем эксперты-медики. Чем больше ученых и врачей воспользуются новой платформой, тем больше будет совершенствоваться алгоритм. В перспективе платформа сможет стать площадкой для сообщества медиков, исследователей и энтузиастов, которые занимаются изучением сна, постинсультной реабилитацией, диагностикой эпилепсии, интерфейсами мозг-компьютер. Исследование представлено в журнале Frontiers in Neuroinformatics. 

Ученые автоматизировали ЭЭГ и устранили субъективность при помощи машинного обучения. Алгоритм, обученный на сотнях электроэнцефалограмм, размеченных разными экспертами, убирает шум и распознает отдельные компоненты сигнала. Подобные попытки предпринимались и раньше, но преимущество нового решения в том, что оно базируется на краудсорсинговой платформе. Это значит, что неограниченный круг экспертов может пополнять базу новыми ЭЭГ, записанными на другом оборудовании и с другими пациентами, заново размечать исходные данные. 

Математики из Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) разработали нейросетевую систему распознавания пигментных новообразований кожи, которая определяет 10 различных видов поражений с более высокой точностью, чем аналоги.

Система, предложенная учеными, представляет собой метод предварительной обработки изображений. Разработанная нейросетевая система основана на анализе различных дерматологических данных, которые содержат общую информацию о пациентах, такую как возраст, пол, расположение пигментного новообразования на теле пациента.

Кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой математического моделирования СКФУ Павел Ляхов отметил: 

Использование разнородной информации при создании интеллектуальных систем диагностики и поддержки принятия решений специалистов, медиков и клиницистов позволяет значительно повысить точность классификации за счет поиска связей между визуальными объектами исследований и статистическими метаданными.

Мультимодальная система умеет распознавать 10 диагностических категорий пигментных поражений кожи: от дерматофибромы, невуса, солнечного лентиго, разных видов кетароза до меланомы и других видов рака кожи. Наибольшая точность распознавания пигментных новообразований кожи составила 83,6%, что значительно превышает точность визуальной постановки диагноза медиками-дерматологами.

В планах ученых – создать на основе разработки мобильное приложение в качестве вспомогательного инструмента, благодаря которому любой желающий сможет проверить себя на наличие подобных поражений кожи и при необходимости своевременно обратиться за медицинской помощью. 

Корреспондент МВ и ФВ Екатерина Погонцева специально для evercare.ru