Ловцы жемчуга: почему пробуксовывает создание экосистем в здравоохранении

08 Nov 2021
373
Прослушать

Слово “экосистема” в последнее время стало модным. Многие крупные компании начали использовать его в качестве приставки к своему названию. А что скрывается за этим термином применительно к здравоохранению? Есть ли успешные примеры? И какие барьеры стоят на пути тех, кто решит заняться строительством экосистемы? Попробуем разобраться.

Смещение фокуса

Аналитики во всем мире отмечают, что проблема современных систем здравоохранения заключается в том, что они ориентированы на оказание помощи при острых заболеваниях и кратковременные консультации. В существующей системе медицинские работники являются основными участниками обследования и лечения симптомов.

Допустим, у вас болит колено до такой степени, что вам часто трудно ходить, приводят пример эксперты международного агентства по разработке цифровых продуктов Futurice в блоге компании. Вы решаете обратиться за помощью и посетить больницу. Вы объясняете свою ситуацию несколько раз нескольким медсестрам, а затем нескольким врачам, которые решают провести серию тестов, чтобы выяснить, что не так. Вы проходите тесты и с трудом понимаете результаты. Никто толком вам их не объясняет. Вы получаете диагноз хронической проблемы и отправляетесь в путешествие, которое очень мало изменилось за последние десятилетия: визиты к врачу, медицинские анализы, аптеки. Опыт часто носит фрагментарный характер, и во многих случаях вы, вероятно, не сможете получить всю информацию и поддержку, необходимые для борьбы с болезнью, особенно когда проблема носит хронический характер, например, сахарный диабет, сердечно-сосудистые или ревматические заболевания.

Экосистема цифрового здравоохранения — инфраструктура, которая поддерживает преобразование модели здравоохранения, ориентированной на организацию, в модель, ориентированную на пациента. Основная цель этой системы — предоставлять междисциплинарные и совместные медицинские услуги, закрывая все потребности пациента. Это уже не про пациентоориентированность, это — про пациентоцентричность.

Компоненты экосистемы

Возможности и услуги, которые формируют экосистемы здравоохранения будущего, будут включать:

  • традиционную помощь: медицинскую, социальную, лекарственную, предоставляемую поставщиками в традиционных местах ее оказания (медцентр, аптека, санаторий);
  • помощь на дому: телемедицину, удаленный мониторинг за состоянием пациента, самостоятельный и виртуальный уход, “стационар” и медицинскую лабораторию на дому, заказ и доставку препаратов онлайн, получение необходимых выписок и справок удаленно;
  • информирование, просвещение и мотивация здорового образа жизни: формирование новых полезных привычек, обеспечивающих хорошее самочувствие и здоровье, включая фитнес и правильное питание, предоставление пакетных предложений, как то доставка готовой еды, ориентированной на нужды конкретного потребителя, составление планов тренировок и распорядка дня;
  • финансовая помощь: выплата бонусов за следование рекомендациям, предоставление средств для получения дорогостоящих услуг и пользования сервисами.

 

Это лишь некоторые составляющие, но далеко не все. Какие главные преимущества дает экосистема цифрового здравоохранения? Она создает максимальные возможности для профилактики и раннего выявления проблем со здоровьем, повышает доступность и прозрачность оказываемой медицинской помощи, формирует технологическую инфраструктуру для повышения приверженности лечению, разгружает стационары, обеспечивая максимальные возможности для ведения пациентов в домашних условиях. Все это в конечном счете должно снизить нагрузку на бюджет. 

При этом для получения многочисленных сервисов пациенту нужна лишь одна учетная запись. Все его данные хранятся в одном месте, и он сам решает, кому предоставить доступ к ним. 90% экспертов рынка убеждены, что сегодня пациентам очень не хватает такой возможности: им предлагают отдельные решения, но не предоставляют комплексное обслуживание. Таковы итоги прошлогоднего опроса 22 ключевых международных стейкхолдеров отрасли, а также 81 участника круглого стола по цифровому здравоохранению, проведенного агентством McKinsey. 

В ходе интервью было установлено, что подавляющее большинство респондентов считают, что экосистемы окажут большое экономическое воздействие (86%). Поставщики медицинских услуг в целом согласились с тем, что они в состоянии организовать цифровую экосистему, а вот представители фармацевтических компаний были менее уверены в своей способности сделать это. Фарме ближе подход “нитка жемчуга”, при котором отдельные приложения ссылаются друг на друга, и хотя клиенту требуется одна учетная запись для входа, он все же пользуется разными платформами. Напротив, поставщики медицинских услуг, крупные технологические игроки, а также плательщики и страховщики предпочитают так называемый подход superapp, при котором приложение объединяет несколько функций от нескольких поставщиков в одном месте. 64% респондентов ответили, что подход “нитка жемчуга” "более реалистичный", потому что интеграция различных решений в одно приложение очень сложна и требует значительных усилий.

Сложности и ограничения

Действительно, это один из барьеров, мешающих появлению полноценных экосистем в здравоохранении. По мнению аналитиков Бостонской консалтинговой группы (BCG), есть еще несколько причин. Во-первых, инновациям в оказании медицинской помощи препятствуют структурные ограничения, делающие невозможным сотрудничество между партнерами. В большинстве развитых стран строгие правовые границы между различными сегментами здравоохранения фрагментируют оказание помощи, а структуры оплаты за услуги стимулируют единичное, а не целостное лечение. Заинтересованным сторонам не хватает общих целей и общих показателей для оценки результатов. Однако экосистема может быть устойчивой только в том случае, если все необходимые партнеры получают выгоду. 

Во-вторых, сектор здравоохранения сопротивляется переменам. Хотя в целом система находится под растущим давлением из-за роста затрат, отдельные субъекты практически не ощущают его, потому что их бизнес-модели все еще остаются нетронутыми. Чтобы экосистемные решения заработали, необходимы упреждающие изменения в регулировании, подчеркивают в BCG.

Исследование, проведенное BCG Henderson Institute, показало, что менее 15% бизнес-экосистем являются устойчивыми в долгосрочной перспективе, а шесть из семи сбоев в их работе можно отнести к недостаткам в дизайне экосистемы. Чтобы осуществить переход, бизнес-экосистемы должны быть грамотно спроектированы и хорошо управляемы с самого начала.

Конкуренция с “легионерами”

Но есть и хорошие новости. На рынок приходят непрофильные игроки, многие из которых оснащены успешными платформами и имеют соответствующий опыт создания бизнес-экосистем в других отраслях. Так, Walmart запустил рентабельные амбулаторные клиники, Google, Amazon, Microsoft и Apple предлагают решения для здравоохранения, такие как облачные сервисы для данных о здоровье и телемедицину. 

Во-вторых, пациенты стали требовать от здравоохранения того же уровня обслуживания и широкого выбора, к которым они привыкли в других сферах жизни. В-третьих, внедрение технологий создало новые формы доступа и взаимодействия. В-четвертых, начала меняться регуляторика. BCG приводит в пример Германию, где недавно была создана благоприятная нормативно-правовая база для телемедицины, врачам позволили назначать цифровую терапию, были запущены общесистемные электронные медицинские карты (ЭМК).

Наконец, хотя пандемия COVID-19 выявила многие структурные недостатки существующих систем здравоохранения, она также продемонстрировала потенциал цифровых экосистем. Компании, реагирующие на кризис COVID, должны были переосмыслить многие существующие правила, положения и процедуры, которые позволили им внедрять инновации и начать сотрудничать, как никогда раньше. Практически в мгновение ока бесконтактная система здравоохранения стала необходимостью, что способствовало появлению множества новых цифровых приложений, включая достижения в области телездравоохранения, инновационное распределение медицинских товаров (например, с помощью дронов) и скоординированную помощь в обширных географических регионах.


Как уже говорилось выше, здравоохранение можно рассматривать как большую экосистему, состоящую из поставщиков, плательщиков и регулирующих органов. Все эти партнеры предлагают дополнительные модули, которые необходимо состыковывать и синхронизировать, чтобы предоставить пациентам согласованные диагностические или лечебные решения. Бизнес-экосистемы — не панацея, но они являются оптимальной моделью управления для эффективной координации действий всех заинтересованных сторон при наличии большого числа игроков. 

Корреспондент МВ и ФВ Екатерина Погонцева специально для evercare.ru