Косметические правки медицинского образования эффективны
Сессия по медицинскому образованию на ТМФ собрала специалистов двух типов: одни обучают медицинских работников, внедряя в учебный процесс цифровые инструменты, другие помогают медицинским специалистам получить навыки и знания по инновационным практикам в здравоохранении. Все единодушно считают свою работу эффективной, подтверждая это цифрами, и уверены, что за ними будущее. Однако, менять устоявшуюся модель обучения в медицинских ВУЗах инноваторы пока не готовы.
Причин почему медицинское образование меняется крайне медленно много, подробно о части из них рассказывала Ирина Крахмаль, директор Центра разработки Цифровых интерактивных образовательных продуктов ГК ГЭОТАР, в своем выступлении, остановимся на 3 из них. Административный и ментальный барьеры, если пользовать предложенной Ириной классификацией, как следует из мнений многих экспертов, являются, пожалуй, самыми «замедляющими» трансформацию сферы.
Административный барьер, если его описать понятными словами, это нежелание руководства ВУЗов тратить силы на цифровую трансформацию является квинтэссенцией ментальной проблемы всей преподавательской среды, которую сама Крахмаль описывает следующим образом:
«далеко не все преподаватели рвутся в бой, осваивать новые технологии, новые инструменты, включать их в свой образовательный процесс».
А если называть вещи своими именами, то единицы энтузиастов заинтересованы в реальных и быстрых изменениях. Почему? Дорого, сложно, неочевидно.
Хотя успешные примеры в высших учебных заведениях тоже есть и масштабированы на всю страну. Алексей Павлов, научный руководитель Центра компетенций в области виртуальной цифровой микроскопии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», рассказал об опыте перевода на цифровые рельсы изучения патологической анатомии. Сегодня в 96 ВУЗах страны отказались от микроскопов и перевели все в систему виртуальной микроскопии с помощью роботизированных устройств, сканеров, накоплен большой массив цифровых изображений тканей, который позволяет изучать их, не отходя от компьютера. Но это скорее исключение, которое только подчеркивает общую архаику. По мнению Павлова сегодня для получения полноценного высшего медицинского образования должно осуществляться «некое разумное сочетание классических подходов личного общения и цифровых технологий», перестройка учебного процесса именно таким образом является «большой и очень серьезной проблемой». В его презентации дана базовая схема как должна работать IT-система, которая легко подстраивается под возможности конкретного ВУЗа, учитывает текущую готовность преподавателей интегрировать цифровой контент в учебный процесс. Но главное, что должна эта система делать – убрать из учебного процесса фрагментарность, дискретность, отсутствие достаточной связи между кафедрами, дисциплинами, курсами. То есть на цифровизацию возлагается задача дать студентам, преподавателям, ординаторам бесшовную образовательную среду, которая помогает всем участникам процесса добиться той самой важной цели, ради которой создан этот большой организм – выпустить из стен учебного заведения готового специалиста, обладающего нужными навыками, включая навык самообучения.
И ровно в этом месте, по законам жанра, всех ждет сюрприз. Оказывается, высшее образование – это только первая серия, а дальше нескончаемый сериал, только часть из которого покрывает система НМО. Вечный двигатель для этого процесса создан самой жизнью: галопирующие темпы научных открытий, быстро меняющиеся медицинские практики, изменение роли врача внутри системы и в глазах пациента и т.д. Это быстрое и часто хаотическое изменение картины мира требует от врача мгновенной подстройки. Об этом хорошо рассказал Алексей Нечипорук, директор по индустрии здравоохранения МТС Линк, показав какие именно компетенции сегодня помогают врачу быть успешным в профессии.
Очевидно, что ВУЗы не могут закрыть такого типа потребности. По опыту МТС Линк, который уже более 15 лет помогает создавать игрокам рынка сложные образовательные проекты, в медицине тоже есть тренд на длительные коммуникационные проекты не только силами участников рынка образовательных услуг, но и производителей различной продукции: фармпрепаратов, медизделий и т.д. Кейсы двух своих клиентов Алексей Нечипорук продемонстрировал в презентации, из которых очевидно какой большой поток врачей вовлечен в образовательную среду и как не примитивно можно подходить к выстраиванию отношений со своей целевой аудиторией: «40% контента не про таблетки и не про методологии, а про грамотность, противодействие выгоранию, про управление, когда мы начинали выглядело это как игра, а сегодня компания Герофарм пропустила через себя почти 50 тыс. врачей, представляете какая аудитория, масштаб влияния на рынок, которые сделали буквально несколько человек с высококачественным подходом за счет качественных онлайн-инструментов? Это звучит поразительно». Для тиражирования подобного успешного опыта МТС Линк проводит конкурс на лучшую идею под образовательные проекты, награждая победителей своими ресурсами.
О том, что контент и сами высокотехнологичные образовательные продукты являются ключевым звеном для того, чтобы образовательный сериал «зашел» аудитории говорила Ольга Природова, Проректор по НМО РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Ее Университет, в том числе, производит некоторые из современных обучающих продуктов.
И по мнению Ольги Природовой «крутые» проекты, которые действительно создают прорыв в образовательном процессе, возможны только командами, внутри которых высококвалифицированные специалисты разных профессий. Успешными могут быть и коллаборации с другими научно-исследовательскими учреждениями, компаниями и производителями.
Стремление к сотрудничеству различных участников рынка крайне важно, в том числе и для целей экономии государственных средств, которые тратятся на цифровизацию не первый год. Не должно быть дублирования там, где можно его избежать. Для этого в некоторых учреждениях прорабатывается переход от разработок для внутреннего потребления к сервисным моделям. Георгий Лебедев, директор Института цифровой медицины ПМГМУ им. И.М. Сеченова, поделился информацией о трех уже работающих проектах внутри Сеченовского университета, которые станут в перспективе доступны и внешним пользователям. Первый – интеллектуальная обработка биомедицинских текстов – мечта любого врача, мотивированного на развитие в профессии, но находящегося в вечном цейтноте, который не подразумевает перерывов на вдумчивое прочтение всей научной литературы. Умный поиск по научному контенту, работа с текстами в удобном интерфейсе и другой функционал доступен сегодня 200 внутренним пользователям.
Есть в активной фазе доработки еще два проекта Sechenov DataLake и SechenovAutoML, которые дадут сотрудникам университета широкие возможности для машинного обучения без программирования и работе с структурированными данными. Очевидно, что сервисная модель подразумевает какое-то материальное возмещение, однако потребность в такого типа сервисах признается всеми, включая держателя главного бюджета – государство, поэтому за ними будущее.