Интерактивная система восстановления для детей с когнитивными расстройствами
Современные исследования привели к повышению осведомленности о связи между двигательным и когнитивным развитием в раннем детстве.
Компанией «СенсАрт», которая является резидентом Кластера информационных технологий Фонда «Сколково», недавно был представлен комплекс реабилитации по развитию моторики. Это направление является новым для компании – ранее «СенсАрт» предлагалось интерактивное оборудование Surfancy, создающее сенсорные области на любой поверхности без ограничения в их размерах. Сенсорные витрины предлагались к применению для интерактивной уличной рекламы и создания сенсорных информационных панелей, размером со стену, в крупных торговых центах, чтобы предоставлять клиентам получать всю необходимую информацию без участия продавцов-консультантов. В частности, был реализован эксклюзивный проект в торговых центрах МЕГА. В основу технология лег так называемый эффект «теневой локации», запатентованный изобретателями.
Теперь технология Surfancy нашла применение в цифровой медицине. Исторически предполагалось, что двигательный контроль и познание развиваются отдельно. Однако в настоящее время врачи и психологи пришли к выводу, что двигательные и когнитивные навыки развиваются по сходной траектории. Пиаже утверждал, что когнитивное и моторное развитие детей тесно связано, и был первым, кто исследовал, как интеллект развивается от контакта с внешним миром. Мобильность имеет решающее значение для когнитивного функционирования, способствуя формированию нервных связей. Когда младенцы взаимодействуют с внешней средой, мозг реагирует на эту информацию. Исследования, включающие нейро-визуализацию, показали, что повышенная физическая активность способствует образованию серого вещества в мозге.
Актуальной проблемой в педиатрии - являются когнитивные нарушения. Одной из ответственных и сложных задач является детская реабилитация, которая находится на стыке медицины и образования.
У детей с нарушениями развития дефицит обычно наблюдается в нескольких областях одновременно. Например, у недоношенных детей могут возникнуть проблемы в области эмоций, социализации, обучения и движения. Исследования у детей 5-6 лет выявили симбиоз в развитии когнитивных и моторных вех. Кроме того, исследование структуры и функции мозга показало, что мозжечок, структура, формально считающаяся исключительно вовлеченной в движение, также играет роль в познании. У детей с аутизмом двигательное развитие является одним из многих недостатков, которые также включают обучение и язык, возможно, связанные с аномалиями в мозжечке.
Поэтому так важно создавать игрушки, которые могут реально помочь детям с особыми потребностями развить их навыки и наслаждаться чистой, подлинной игрой.
Интерактивное оборудования Surfancy от «СенсАрт» является комплексом по реабилитации, оно превращает поверхности в сенсорный экран. У схожих разработок нет того, что есть в оборудовании Surfancy, где мы видим высокое разрешение экрана при наименьших показателях инфракрасного излучения. Кроме того, экран позволяет максимально точно осуществлять контроль действий человека,
Специально созданный контент с помощью игры мотивирует детей к физическим действиям, и одновременно позволяет отследить динамику реабилитации. С его помощью решаются следующие задачи: развитие логического мышления, проведение арт-терапии (рисование цветами и эффектами), лечение специальными движениями и упражнениями (кинозотерапия) и специальные игры для развитие физических навыков.
Все специалисты, работающие с маленькими детьми, согласны с тем, что игра способствует их эмоциональному, реляционному и когнитивному развитию. С помощью реабилитационного комплекса Surfancy ребенок получит более сильные моторные и соответственно когнитивные стимулы, что повысит его мотивацию по сравнению с традиционными терапевтическими подходами. Маленький ребенок одновременно развивает свои пространственные ориентиры, свои временные ориентиры и свои способности к социальному взаимодействию.
Одним из самых больших преимуществ системы является то, что дети могут быть оставлены в покое, чтобы играть с ней, поскольку она абсолютно безопасна. Кроме того, поскольку система настолько интуитивна и реагирует на малейшие жесты или движения, всем детям легко играть и наслаждаться интерактивными впечатлениями.
«Больше всего компания беспокоилась, что разработанный контент дети воспримут трудным, что реабилитация с помощью игры будет похожа на учебу, – рассказал основатель компании «СенсАрт», Дмитрий Литманович. – Когда были запущены первые объекты, мы отметили, что ребята стараются проявить себя в физических играх, которые требуют определенной активности, при этом среди них существует соперничество, важное для самоутверждения. Учителям не нужно специально мотивировать детей – их привлекает физическим взаимодействие с сенсорным контентом. Несмотря на то, что в игре стоят задачи восстановления, дети не воспринимают их как лечение, они все полностью погружены в действия. Игра - это работа ребенка, это его работа, это его жизнь».
Именно играя, ребенок регулирует и стабилизирует свои отношения с другими, с объектами. Играющий ребенок концентрируется на том, что он делает, он ищет стратегии, приспосабливает свои жесты, свое отношение, разнообразит свой опыт, испытывает диапазон ощущений и эмоций и строит свою мысль. Ребенок, который «хорошо играл», развивает свои когнитивные способности и может перейти к более сложной учебной деятельности.
Основные задачи комплекса:
- организация подвижных спортивных игр;
- индивидуальная или групповая отработка спортивных упражнений;
- овладение упражнениями на бросания предметов;
- участие в развивающих сценариях с отношением к труду;
- восстановление отдельных функций при нарушении опорно-двигательного аппарата;
- социальная реабилитация;
- повышение количества физической активности и укрепление костно-мышечной системы.
Полезно использование при восстановлении больных с ДЦП. Комплекс позволяет выполнять специальные физические упражнения, имеющие направленность на реабилитацию и восстановление функций, которые были утрачены в результате заболевания или травы. Специалист по лечебной гимнастике может работать со специально разработанные общеразвивающими упражнения для всех частей тела и контролируемымми мышечным напряжением, амплитудой, скоростью, меняя ритм и темп.
В ряде центров в Москве и Подмосковья уже запущено компанией шесть интерактивных проектов. Компания вошла в число участников международного акселератора ED2Tech.
В рамках прохождения акселерационной программы вскоре будет обсуждаться решение о тестировании системы для домашнего использования. Планируется сотрудничество со специалистами реабилитационных центров для создания нового контента, разработка и добавление развивающего функционала, при работе с методикой данного комплексом.
Старший проектный менеджер Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Евгений Романов подтвердил, что компания «СенсАрт» смогла создать неповторимые технологии интерактивного взаимодействия благодаря своей профессиональной команде и показала на своем примере, что одинаковые решения можно использовать в разных областях (корпоративном сектор, социальных проектов и медицин).
По материалам СМИ подготовила Надежда Данилова