Максим Решетников: Как в Уральском Минздраве смогли дешифровать врачебный почерк и обогнать Москву в вопросах 100% внедрения электронных карт?

Максим Решетников: Как в Уральском Минздраве смогли дешифровать врачебный почерк и обогнать Москву в вопросах 100% внедрения электронных карт?

20 Jan 2020
764
Прослушать

На пленарном заседании «Здоровье больших городов: большие вызовы и большие возможности», состоявшемся на XVIII Ассамблее «Здоровая Москва», выступил губернатор Пермского края Максим Решетников.

Мы предлагаем вашему вниманию довольно подробный пересказ его выступления.

Максим Решетников начал свое выступление со слов о том, что система цифровизации здравоохранения в Пермском крае развивается уже десять лет и на сегодняшний момент достигла определённого уровня.

В регионе в ста процентах случаев используется и ведется электронная медицинская карта. Внедрена система, в которой на сегодняшний момент работают двадцать две тысячи человек: восемь тысяч врачей, четырнадцать тысяч среднего медперсонала, и все без исключения первичные документы фиксируется в электронном виде. Накоплен один миллиард документов, из них 163 млн. записей было внесено за прошлый год. В общем и целом в регионе тотально цифровали здравоохранение.

Под этот процесс была развернута очень большая инфраструктура: подключили к интернету все точки, где оказываются медицинские услуги, включая самые отдаленные фельдшерско-акушерские пункты. Больше половины ФАПов имеет широкополосный доступ к сети, всё остальные пользуются спутниковой связью, потому что не везде можно ещё дотянуть оптоволоконную связь или это будет сделано в течение ближайших двух лет.

Обеспечен единый телекоммуникационной стандарт на территории всего края, даже в деревнях у установлены новые компьютеры. Всё электронное оборудование включено в единую систему. Все медицинские работники обеспечены электронной цифровой подписью. Это очень важно потому, что при серьезном подходе к внедрению медицинской системы по принятию врачебных решений, особую важность приобретают вопросы (они до конца не урегулированы) по поводу занесения данных, их юридической значимости и обеспечения доступа к ним.

Максим Решетников сказал: «В этом году одной из приоритетных задач, которые мы поставили, станет жесткая регламентация доступа к медицинской информации, потому что формально у нас сейчас такая система, когда любой врач может получить доступ к любой информации. Строго говоря, это не противоречит закону. Но, правильно ли это? Наверное, нет!

Я, например, не очень хочу чтобы доступ к моей медицинской карте имели все 22 тысячи медицинских работников Пермского края. Это вполне естественно.

Это те вопросы, которые надо решать!»

Два миллиона шестьсот тридцать тысяч человек живёт в регионе и два миллиона шестьсот медицинских карт ведётся в электронной системе. Это 100% внедрения электронной медицинской карты.

Важно, что информацией из этой системы пользуется сами люди. Это не просто информация для медиков, это — информация для людей. Каждый пятый житель края пользуется личным кабинетом в системе: заходит в него, смотрит свою информацию, имеет доступ к своей электронной медицинской карте.

«Не могу сказать, что мы чемпионы с точки зрения дозаполнения этой карты самими пациентами, — отметил губернатор, — Москва здесь ушла чуть дальше, но в целом интерес у людей к тому, чтобы наблюдать за своим здоровьем, понимать, что у них в электронных медицинских картах, уже сформировался.

 Хотя мы много занимаемся цифровизацией, пока говорить о том, что мы перешли полностью к безбумажному взаимодействию, к сожалению, нельзя. Минздрав сделал очень большой шаг, когда законодательном прописал, что все документы могут существовать в электронном виде, но на уровне ведомственных приказов и нормативных документов, справки и документы по-прежнему требуется. И главной задачей этого года мы ставим перед собой постараться полностью отказаться от медицинских справок.

Например, родственникам тяжелобольных периодически вынуждены ходить за рецептами в лечебное учреждение, им требуется выписать один и тот же рецепт, хотя перспектив у человека отказаться от этого лекарства нет. Мы хотим от этого в 2020 году отказаться и дать возможность получать такие рецепты без ежемесячного хождения по врачам.

Опыт цифровизации, которые у нас сейчас есть, позволил нам на 22% разгрузить регистратуру и на 25% увеличить производительность работы врача во время приема пациента. После того как люди привыкли к работе в системе время на занесение записей существенно сократилось. В прошлом году мы запустили в нашей информационной системе новый интерфейс, который сократить число кликов, то есть выполняемых врачом операций с 65 до 45.

Мы обмениваемся опытом с Москвой. Например, в столице перенимают опыт пакетного назначения в системе, который в Пермском крае уже внедрен.

Когда мы говорим о том, что мы внедрили электронную медицинскую карту в 100% случаях, остается вопрос: какая там информация? Что в нее заносится? Мы пока вносим много информации вручную, поэтому вопрос ее структуризации должен нам создать в конечном итоге основу для внедрения искусственного интеллекта. Наши врачи далеко не всегда могут поставить правильный диагноз и назначить правильное лечение. Страховые компании, получив доступ к уже электронной информации, начали проверять правильность лечения пациентов, в разы возросло число исков к лечебным учреждениям. После того как мы дешифровали врачебный почерк, возникли новые вопросы. Это говорит о том, что когда мы цифровизацию в 2022 году закончим, у нас возникнут новые вызовы».