Финансирование цифрового здравоохранения в США в 2022 году сократилось
В 2022 году финансирование отрасли цифрового здравоохранения в США сократилось — американские стартапы получили $15,3 млрд в рамках 572 сделок.
Согласно отчету компании Rock Health, общий объем финансирования в этом году составил чуть более половины от $29,3 млрд в 2021 году и лишь немного превысил объем в $14,7 млрд, который был зафиксирован в 2020 году. Средний размер сделки составил $26,7 млн.
"Учитывая опасения рецессии, такие показатели могут стать предвестником снижения и в течение следующих нескольких кварталов — это означает, что 2023 год может стать первым годом, когда венчурное финансирование сферы цифрового здравоохранения составит примерно $10 млрд, что будет ниже показателей, которые показывала отрасль с 2019 года, — пишут авторы исследования. — Однако есть и сигналы, что финансирование может снова начать расти: инвесторы запаслись ресурсами, а сложные условия выхода из бизнеса, вероятно, заставят компании, находящиеся на поздних стадиях развития проектов в области цифрового здравоохранения, опять начать сбор средств".
Одним из факторов, способствовавших замедлению роста, стало относительно небольшое количество мегасделок, или раундов стоимостью $100 млн и выше, проведенных в прошлом году. В отчете отслеживается только 35 таких мегасделок в 2022 году, что значительно меньше, чем 88 в 2021 году. Даже в 2020 году было проведено больше мега-раундов - 43.
Некоторые компании избегали привлечения средств на все более сложном рынке, чтобы избежать понижающего раунда, когда стартапы предлагают акции по более низкой цене по сравнению с предыдущими раундами финансирования. Инвесторы также могли быть менее готовы рисковать работой со стартапами с высокой стоимостью, отдавая предпочтение компаниям с более медленным ростом с более устоявшимися результатами.
"Для стартапов, находящихся на стадии роста и не привлекших средства в 2022 году, ограниченные денежные резервы могут подтолкнуть некогда вознесшихся "единорогов"* в области цифрового здравоохранения вернуться к переговорам для сбора средств (возможно, при более низкой оценке) или пойти на территорию слияний и поглощений. В 2023 году некоторые "упавшие" единороги, вероятно, примут предложения о приобретении, если запасов наличности будет недостаточно", — пишут авторы отчета.
Тем не менее в 2022 году наблюдался устойчивый интерес к компаниям, занимающимся цифровым здравоохранением на ранних стадиях развития. Согласно отчету, медианный размер сделки для раундов серии А достиг в прошлом году максимума в $15 млн, в то время как аналогичные показатели для раундов B, C и D снизились.
Однако многие стартапы изменили стратегию в 2022 году. Только 37% компаний, которые привлекли средства в этом году, продавали услуги напрямую потребителям по сравнению с 43% в 2021 году, поскольку инфляционные проблемы ударили по карманам людей, а необходимые обновления требований конфиденциальности приложений сделали более дорогостоящим привлечение пользователей.
В то время как системы здравоохранения столкнулись с отрицательной рентабельностью и кадровыми проблемами, компании, предлагающие инструменты для неклинического документооборота, привлекли 2,2 миллиарда долларов в 2022 году. В отчете этот сегмент назван третьим по объему финансирования ценностным предложением, поднявшимся с седьмого места, на котором он находился в 2021 году. Программное обеспечение для клинического документооборота поднялось на восьмое место с одиннадцатого в 2021 году. На первом месте оказалось решения для здравоохранения по требованию, которое привлекло $2,4 млрд.
Что касается клинических решений, то первое место по-прежнему занимают стартапы, предлагающие инструменты для лечения психических заболеваний, которые получили $2,1 млрд.
Большие технологические компании продолжили свое продвижение в здравоохранение, но в отчете отмечается более консервативный подход в тех областях, где эти компании уже добились успеха. Например, Google сосредоточился на поисковых инструментах для пациентов и врачей, а Amazon запустила виртуальную клинику для лечения распространенных заболеваний.
По мнению авторов отчета, сокращение финансирования не является смертью цифрового здравоохранения. Они считают, что,
2022 год стал необходимым напоминанием, что инвестиции цикличны, и что сильные игроки должны обеспечивать устойчивость к изменениям климата финансирования. Мы ожидаем, что 2023 год будет построен на медленных, стабильных и, возможно, даже скучных стратегиях как для стартапов, так и для предприятий здравоохранения. Они будут концентрироваться на управлении денежными средствами, реструктуризации с учетом волатильности доходов и инвестициях в технологическую инфраструктуру.
* Единорог — компания-стартап, капитализация которой превысила $1 млрд.