Эстония, Нидерланды и скандинавские страны лидируют в цифровизации здравоохранения в Европе

Эстония, Нидерланды и скандинавские страны лидируют в цифровизации здравоохранения в Европе

05 Dec 2019
104
Прослушать

Согласно опубликованному новому исследованию, проведенному HIMSS в сотрудничестве с компанией McKinsey, скандинавские страны долгое время рассматривались как пример движущей силы инноваций и такая же ситуация сложилась в области цифрового здравоохранения.

Согласно отчету, основанному на опросе более 500 европейских специалистов, Нидерланды и страны Северной Европы по-прежнему рассматриваются как "ролевые модели" с точки зрения внедрения и использования электронного здравоохранения в Европе.

Однако теперь на первое место выдвинулась Эстония, которая поменялась местами с Данией и сейчас считается ведущей страной в области электронного здравоохранения в Европе после запуска инициативы, которая позволяет гражданам ЕС получать лекарства, выписанные врачами Финляндии в эстонских аптеках с помощью новой инфраструктуры цифровых услуг в области электронного здравоохранения.

Несмотря на достигнутый прогресс, результаты опроса показывают, что специалисты в области электронного здравоохранения в Европе продолжают сталкиваться со многими проблемами, которые наблюдаются и в других регионах мира, начиная от отсутствия финансирования или политической воли и заканчивая слабой совместимостью систем между собой.

Нехватка квалифицированных кадров является еще одной проблемой для всех опрошенных участников исследования. По мнению аналитиков компании HIMSS Analytics, развитие рабочей силы должно стать приоритетом для каждой организации. Повышение компетентности персонала может привести к значительному повышению эффективности, удовлетворенности работой и безопасности пациентов. В идеале это сочетание изменений в процессах и обучения персонала.

В качестве основных приоритетов на ближайшие 12 месяцев рассматриваются IT-безопасность, внедрение электронных медицинских карт и улучшение доступа пациентов к информации, хотя результаты варьируются в зависимости от уровня цифровой зрелости в каждой стране.

В то время как внедрение электронных карт является основной проблемой для Германии и Великобритании, Нидерланды и страны Северной Европы уделяют больше внимания обеспечению доступа пациентов к своим данным, улучшению интероперабельности и использованию искусственного интеллекта.

В ближайшие два-три года специалисты в области электронного здравоохранения из большинства европейских стран ожидают сдвига приоритетов в сторону расширения прав и возможностей пациентов, а также повышения их активности, предоставления услуг телемедицины и обеспечения непрерывности оказания медицинской помощи.

Согласно исследованию, ожидается также увеличение числа решений на основе искусственного интеллекта и предоставление более индивидуализированных медицинских или профилактических услуг.

Однако маловероятно, что в ближайшие три года мы увидим широкое внедрение и использование продуктов и услуг на базе технологии дополненной реальности или блокчейн. Исследователи отмечают, что это либо займет больше времени, либо будет использоваться только в особых случаях.

Кроме того, во всех странах, принявших участие в опросе, большинство медицинских специалистов считают ИТ-бюджет своих организаций "слишком ограниченным". Как отмечают аналитики,

Сотрудники клиник все чаще считают ИТ-бюджеты своих организаций недостаточными, причем чаще, чем их коллеги из ИТ-отделов. Это может свидетельствовать о разочаровании, т.е. о том, что цифровые решения не дают ожидаемых выгод с точки зрения конечного пользователя.

Отметим, что только недавно консалтинговая компания Sopria Steria Consulting опубликовала результаты опроса, в котором отмечается, что большинство немцев были разочарованы прогрессом, достигнутым их страной в цифровизации медицинских услуг. Что касается медицинских провайдеров в Великобритании, то недавнее исследование показало, что около 80% семейных врачей считают "плохую ИТ и техническую поддержку" ключевыми препятствиями для широкого внедрения телемедицинских сервисов.

Однако в условиях растущего давления на системы здравоохранения, включая старение населения и нехватку рабочей силы, становится ясно, что все больше заинтересованных сторон обращаются к научно обоснованным инновациям для предоставления услуг, отвечающих потребностям будущего.