Эрик Тополь: взгляд на телемедицину после завершения пандемии
В конце марта основатель Scripps Translational Science Institute (STSI) доктор Эрик Тополь, кардиолог, генетик и эксперт в области цифровой медицины, высказался о том, как будет выглядеть медицинская практика после того, как закончится коронавирусная эпидемия.
После того, как неожиданно для всех в больницах и клинках по всему миру начала нарушаться привычная работа из-за необходимости как-то справиться с лавиной заболевших людей, цифровое здравоохранение и телемедицина быстро продвинулись вперед менее чем за два месяца. Например, в США государственная страховая программа Medicare, которая охватывает более 60 миллионов пожилых людей, наконец разрешила медицинским организациям проводить удаленные консультации типа пациент-врач и обязалась компенсировать затраты на такие услуги. Кроме того, там же федеральные правила были смягчены, чтобы позволить американским врачам работать через границы штатов, что дает возможность существенно упростить удаленные консультации. До недавнего времени изменения в этой сфере происходили очень медленно.
Но как это будет выглядеть после того, как все закончится? Известный своими точными прогнозами развития цифровой медицины и системы здравоохранения в целом (мы несколько раз писали об этом) доктор Тополь решил поделиться тем, как цифровой ландшафт в этой сфере будет выглядеть после того, как сегодняшняя неразбериха завершится и коронавирусная волна отхлынет (видимо, на время). Вот краткий пересказ его высказываний:
- Телемедицина будет играть роль первой консультации, похожей на звонок врачу домой или визит врача на дом к пациенту.
- Чатботы будут служить в качестве скрининговых программ, так как они уже доказали свою эффективность в этой сфере. Пациенты, обеспокоенные своими симптомами, могут попросить совета у таких "роботов", а алгоритмическая система способна дать полезные ответы, основываясь на том, что лучше всего работает для других.
- Смартфоны станут выполнять роль концентратора, соединяющимся со всевозможными устройствами мониторинга параметров здоровья (примерно, как это будет выглядеть, можно понять, познакомившись с принципом работы системы компаний Tyto Care и Vivify Health).
- Смарт-часы также будут являться частью этой общей системы.
- Настало время использовать технологии как в системах здравоохранения, так и в небольших клиниках, однако этому все еще мешают многочисленные барьеры, которые пока остаются. Расходы на оборудование также являются проблемой для небогатых медицинских организаций и практик, и тем более для домов престарелых.
Со своей стороны отметим также, вопросы оплаты и возмещения за услуги телемедицины все еще остаются открытыми. Причем, даже в лидирующей в этой сфере Америке. И связано это там даже не с номенклатурой услуг, за которые полагается возмещение оплаты, а с запутанной и малопонятной системой кодирования в документах, которая остается кошмаром для врачей. Остается надеяться, что после эпидемии COVID-19 регулирующие отрасль здравоохранения ведомства наконец проснутся и выполнят свою часть работы, к чему их давно призывают участники рынка.