Диджителизация сознания: парадоксы отношения к цифровой медицине
Жители России знакомы с новинками цифровой медицины и готовы к переходу на новые технологии медицинского обслуживания. Они хотят получать консультации врачей в режиме онлайн и доверяют сервисам хранение своих электронных медицинских карт. Такие выводы сделали авторы международного социологического исследования STADA Health Report, проведенного совместно с агентством Kantar. Онлайн-опрос проходил в феврале-марте 2020 года. Было опрошено более 24 тысяч жителей Австрии, Бельгии, Германии, Финляндии, Франции, Италии, Польши, России, Сербии, Испании, Швейцарии и Великобритании.
Россияне оказались лидерами среди жителей других стран Европы по доверию к коммуникационным каналам с врачом в режиме онлайн. 82% российских респондентов сказали «да» внедрению приложений для обмена информации с врачом. Англичане и немцы, например, менее доверчивы – к такой форме общения в Великобритании и Германии готовы только 65% из ответивших.
Жители нашей страны рассчитывают, что таким образом смогут быстро и без лишних хлопот и очередей получать направления на анализы и обследования. Но только 27% считают, что новые сервисы помогут им вести более здоровый образ жизни. Остальные 73%, видимо, не планируют менять свои привычки и уклад жизни.
Всего 8% российских респондентов переживают за безопасность и защищенность своих персональных данных о здоровье. Кстати, не очень беспокоятся по этому поводу и в Европе – лишь 17% англичан и немцев выразили свои опасения по этому поводу.
Пациентам российских клиник, видимо так надоели постоянно пропадающие бумажные медицинские карты, что 73% респондентов хотели бы иметь цифровые медкарты, которые хранились бы в одном месте. Это максимальный показатель среди опрошенных европейцев.
68% россиян допускают лечение по веб-камере вторичных заболеваний или легких недомоганий. 19% ответивших надеются, что онлайн-консультации избавят их от необходимости посещения клиник и томительного ожидания в очередях.
Инна Злотникова, медицинский директор телемедицинского сервиса «Доктор рядом», подтверждает готовность жителей России к внедрению новых цифровых технологий в жизнь. Она объясняет это отсутствием медицинских учреждений в отделенных районах проживания и удаленностью региональных центров. Жителю глубинки добраться до областной больницы всегда проблематично. Дистанционные консультации могли бы их избавить от долгой дороги и неудобств в чужом городе.
«За» голосуют и жители крупных городов. Они уже начали пользоваться услугой получения консультации по телефону. В период карантина, связанного с пандемией коронавируса, количество обращений за телемедицинскими консультациями выросло в 10 раз.
Пока электронные медкарты могут завести лишь жители Москвы и некоторых регионов России, где реализуются пилотные цифровые проекты. Россияне готовы к более масштабному использования услуг телемедицины в своей повседневной жизни. Но возможности российского здравоохранения пока отстают от готовности жителей России к диджитализации медицинской сферы.
Другой опрос, проведенный агентством «Parks Associates» выявил, что молодые люди, наиболее технически подкованные из всех слоев населения, одновременно являются наименее восприимчивыми к товарам и услугам цифрового здравоохранения.
Молодежный сегмент населения, в том числе Миллениалы или Поколение Y, –более всех других жителей планеты вовлечен в цифровизацию. Но это не обязательно означает, что они в той же мере проявляют интерес к технологиям digital-здравоохранения.
По итогам опроса 2500 американцев об их привычках по отношению к своему здоровью, образе жизни и личном самочувствии, существует четыре типа потребителей товаров цифрового здравоохранения. Они составляют примерно четверть от всего обследуемого населения.
Из отчета «Цифровое здоровье потребителей: сегментация стиля жизни и технологий» следует:
- 26% потребителей цифрового здравоохранения – здоровы и следят за здоровьем;
- 25% – сталкиваются со сложностями, но отдают себя в этом отчёт;
- 28% – нездоровы и отрицают это;
- 21% – молодые и безразличные к своему здоровью люди.
Фактически, исследование Parks Associates показывает, что равнодушие молодежи к своему здоровью сильнее, чем их любовь к новым технологиям.
Даже при том, что у них могут быть новейшие гаджеты или они первыми будут знакомиться с приложениями для здоровья потребителей, они вряд ли будут использовать технологии для улучшения своего физического благополучия. Только 28% из них искали информацию о здоровье в Интернете за последние 12 месяцев.
Незаинтересованное отношение молодежи к своему здоровью демонстрирует, что этот сегмент потребителей может разочаровать компании, занимающиеся цифровым здравоохранением. Поэтому изобретатели медицинских девайсов должны учитывать другие слои населения при разработке, производстве и маркетинге своей продукции.
Эксперты обращают внимание производителей на то, что «рынок решений для здоровья и цифровых медицинских устройств отличается от любого другого рынка бытовой техники или технических услуг, и компании должны помнить о различиях, если они хотят добиться успеха»,
Гарри Ван, директор по исследованиям в сфере здравоохранения и мобильных продуктов, Parks Associates, заявил в заявлении Yahoo Finance о том, что «Средний возраст потребителей, заинтересованных в цифровых медицинских товарах, составляет 40 лет. Именно эта возрастная группа имеет наибольший рыночный потенциал для цифровых продуктов и услуг для здоровья. Эти люди регулярно занимаются спортом, следят за своим питанием и в среднем имеют более высокий доход».
Подготовила Надежда Данилова