Анастасия Ракова: об инновациях в системе столичного здравоохранения
Анастасия Ракова подчеркивает, что инновационные изменения в системе здравоохранения Москвы являются ответом на вызов времени.
Медицинская отрасль сегодня является одной из самых значимых социальных отраслей. Потребность в качественном медицинском обслуживании, оперативном и комфортном получении медицинских услуг растет во всех странах мира. Быстрая и эффективная модернизация систем здравоохранения является в наши дни залогом успешного социального развития региона. От здоровья и благополучия жителей зависят также перспективы экономической активности территории.
В России есть регионы-лидеры, активно занимающиеся модернизацией всей работы системы здравоохранения. Москва является признанным лидером в применении новых технологий, внедрении инновационных принципов работы медицинской отрасли.
Социальная политика Москвы строится на инновационных технологиях, персонилизированном подходе и соответствует всем другим прогрессивным современным направлениям. Анастасией Раковой, заместителем мэра Москвы по вопросам соцразвития, были отмечены следующие новшества социальной политики в столице:
- Выход здравоохранения за пределы медицинских учреждений.
- Персонализированный подход к здоровью человека.
- Проактивность медицины.
- Коллаборация медицинских и других социальных структур.
- Открытость информации и процессов.
Ракова обозначила эти направления в своем выступлении на IV Форуме социальных инноваций регионов, который проходил в Москве 9-11 сентября 2021 года, и рассказала подробно о каждом из них.
Главной темой программы форума стали вызовы третьего тысячелетия по следующим направлениям:
- здоровье;
- образование и карьера;
- долголетие;
- высокие технологии;
- счастье;
- социальная поддержка;
- будущее.
Медицина будущего, по мнению Раковой, должна основываться на новом технологическом укладе — масштабной цифровизации всех процессов в системе здравоохранения. Главными принципами будущей медицины станет персонифицированность и предиктивность. Смысл этих понятий заключается в том, что главным участником всех процессов становится пациент, имеющий мощную мотивацию.
Добиться персонализации и предикции возможно с созданием клинического контекста пациента. Это особая для каждого человека модель, умеющая понимать, каково самочувствие человека, как ведет себя организм, какие в нем происходят физиологические и биологические процессы. Создается модель через качественно структурированных данные, четко и грамотно увязанные с различными клиническими проявлениями.
В направлении персонализации и предиктивности столичная медицина предприняла много поступательных шагов вперед. На персонифицированной модели основана электронная медицинская карта москвича. На сегодняшний день около 15 млн. пациентов уже обеспечены электронным форматом медицинской карты и другой медицинской документации. В течение полутора лет в Москве проводится процесс оцифровки медицинских карт детей-пациентов детских столичных поликлиник. Всего в столице насчитывается более двух миллионов маленьких пациентов. К концу 2021 года все данные об их здоровье, начиная с рождения, будут оцифрованы и сохранены в электронном формате медицинских карт.
Вице-мэр с сожалением заметила, что у врачей сегодня настолько большая нагрузка, что такие принципы, как клиентоориентированность, проактивный подход воспринимаются ими, как фантастическая реальность, которая может быть реализована в далеком будущем. Поэтому сейчас необходимо срочно предпринимать необходимые действия для совершенствования технологий врачебной работы. Это требует от руководителей учреждений здравоохранения перестраивать всю систему работы своей организации, по-новому планировать бизнес-процессы, избавляться от дубляжа функций, ненужных документов и лишней бюрократии. Столичные клиники уже активно занимаются перестройкой своей работы.
Но основным триггером развития цифровизации медицины становится внедрение в клиническую практику цифровых медицинских сервисов. В московских клиниках внедрена высокоинтеллектуальная СППВР (система поддержки принятия врачебных решений). С помощью искусственного интеллекта, который лежит в основе этой платформы, сформировано уже больше четырехсот тысяч врачебных направлений на исследования. Машина выставила более двух миллионов предварительных диагнозов в качестве рекомендаций для врача.
В Москве есть опыт выхода услуг системы здравоохранения за пределы медицинских учреждений. В столице открылись павильоны «Здоровая Москва», которые были размещены в московских парках. Для москвичей предоставлены все возможности для массовой вакцинации от коронавируса. Пункты вакцинации работают в местах общественного скопления — в Лужниках, Гостином дворе и других общественных пространствах. В столице возведены резервные госпитали.
Анастасия Ракова видит следующим направлением работы создание условий в медицинских организациях для индивидуального контакта и постоянного общения врача и пациента. Работники клиник регулярно информируют своих пациентов о прививках, процедурах, сроках диспансеризации, очередного посещения врача и др. Они предоставляют информацию о профилактике заболеваний, поддержании здоровья, принципах здорового образа жизни.
Современная медицинская система, по убеждению Раковой, должна быть тотально прозрачна. Доступность всей информации о деятельности каждого медицинского учре6ждения дает ему мотивацию для развития и совершенствования, делает работу медиков подконтрольной и более ответственной.
Вице-мэр объяснила, что означает на практике такое инновационное решение, как коллаборация медицинских и других социальных структур. Теперь в поликлиниках и онкодиспансерах администраторами работают сотрудники центров госуслуг «Мои Документы». Их деятельность освобождает медицинских работников от выполнения немедицинского функционала в своей работе.
Москва начинает эксперимент, в ходе которого сотрудниками стационаров станут социальные работники. Их задачей будет оказание больным и их родственникам психологической, административной и социальной помощи и поддержки.
Источник: mosgorzdrav.ru