Как работает телемедицинский киоск? Современное оборудование для экспресс-диагностики организма

22 Mar 2019
730
Прослушать

В рамках обсуждения телемедицины важно рассмотреть такую тему, как телемедицинский киоск.

Как работает телемедицинский киоск? Современное оборудование для экспресс-диагностики организма, Инфографика

Если обратиться к истории, то можно вспомнить, как в 90-х годах, когда распался Советский Союз, в метро появились оснащенные кабинеты ультразвуковой диагностики. Благодаря этому стало возможным по пути пройти какую-то экспресс-диагностику – сделать УЗИ, получить консультацию.

Сегодня такая ситуация стала доступной в более цивилизованном виде. Драйверами в этом направлении являются Соединенные Штаты Америки – именно у них впервые появились такие телемедицинские киоски и помещения, оборудованные специальным экспресс-медицинским оборудованием. Пациент мог под контролем специалиста, не имеющего, допустим, высшего медицинского образования, пройти экспресс-диагностику и получить телемедицинскую консультацию сразу же по результатам обследования.

Место, где может располагаться экспресс-диагностика, по большому счету не является классическим медицинским кабинетом, но в любом случае предполагает места массового скопления. К таковым могут относиться торговые и бизнес-центры, например. Это своего рода диспансеризация, поставленная на бизнес-колеса. Телемедицинские киоски могут быть и в аптеках, потому что там тоже появляются люди, которые идут за препаратом, не побывав перед этим у врача и не разобравшись с ситуацией. Но правда такова, что в России даже антибактериальные препараты, которые можно продавать лишь по назначению специалиста, фактически можно приобрести без каких-либо ограничений. Соответственно, для таких мест, как аптеки, телемедицинские киоски тоже могут быть интересны.

Также телемедицинский киоск можно поставить в регистратуре лечебно-профилактического учреждения, где есть определенный поток людей. К примеру, в очереди, чтобы не терять время, можно перед приемом пройти такую экспресс-диагностику.

Другими словами, это в какой-то степени цеховая медицина, поставленная на бизнес-рельсы. Возможно, это могут быть труднодоступные, удаленные места. Однако здесь уже мы будем говорить, пожалуй, не о телемедицинском киоске, а о некоем полноценном телемедицинском решении, при котором выезжает какой-то автомобиль, оснащенный соответствующим оборудованием, и есть соответствующие специалисты. Но пока телемедицинский киоск интересен как некое целостное направление именно с точки зрения бизнеса.

Можно представить себе телемедицинский киоск в виде некоего закрытого пространства. Человек, который проходит любую экспресс-диагностику, даже если просто измеряет артериальное давление, должен попасть в некое спокойное место, где сможет вдали от того, что происходит где-то в торговом центре или в том же метро, уединиться и пройти несложные обследования. В варианте телемедицинского киоска - это небольшое, буквально в 4-5 квадратных метров огороженное помещение, куда может человек зайти и свободно развернуться в любом месте. Естественно, помещение оборудовано без каких-то окон и без рекламы того, что происходит внутри. Никому не видно, что там происходит.

Этот киоск должен быть оборудован экспресс-оборудованием, позволяющим, к примеру, измерить вес, рост, артериальное давление, пульс, сахар в крови. В каких-то случаях – сделать ЭКГ, ЭЭГ. Все эти приборы, в соответствии с основным условием телемедицинского киоска, иметь возможность подключаться к информационной сети, и через некие телемедицинские каналы уходить в некую информационную систему – телемедицинскую или медицинскую.

Третий аспект - телемедицинская связь с врачом. Сами по себе анализы ничего не значат – важно экспертное мнение в виде заключения в конечном итоге. В первую очередь, в данном случае очень хорошо будет работать видеоконференцсвязь, когда на одном конце сидит сертифицированный врач по какой-то, быть может, широкой области – или это участковый врач, или врач общей практики, который является экспертом в обследовании, проводимом пациенту.

Он дистанционно ведет некое дежурство и может подключаться в режиме видеоконференцсвязи после того, как пациент прошел эту экспресс-диагностику, чтобы оценить полученные результаты, пообщаться с ним и выработать общую схему дальнейшего управления его состоянием. Возможно, потребуется направить его к врачу, а может - добавить дополнительное обследование. Но, скорее всего, в этой ситуации пациент вряд ли получит полноценное медицинское назначение – только если речь идет о профилактике, о каких-то профилактических процедурах и общегигиенических вопросах.

Участники этого процесса – сам пациент (наверное, с точки зрения именно самого киоска, самой бизнес-модели, это будет не совсем пациент, а некий клиент, посетитель этого киоска, который в него попадает и проходит экспресс-обследование) и какой-то медицинский персонал. Причем присутствовать может не только врач, но и специалисты без высшего медицинского образования – лаборант, медицинская сестра, фельдшер. Этот человек помогает пациенту пройти экспресс-диагностику, которая проводится по определенному чек-листу. В классическом варианте происходит измерение веса, роста, артериального давления и других базовых показателей. Затем вся информация сразу загружается в информационную систему, и у пациента появляется возможность получить полноценную телемедицинскую консультацию врача.

Однако в Российской Федерации есть серьезное ограничение на использование таких телемедицинских киосков. Не решен вопрос с получением лицензии на медицинскую деятельность. По закону лицензия в Российской Федерации получается на конкретное физическое место, а это перемещающийся комплекс. Здесь много аспектов и наслоений, которые требуют решения.

Также отсутствует первичный прием, в связи с чем нельзя сразу ставить диагноз и назначать лечение, потому как врач, который консультирует пациента, его ни разу не видел, а значит - не стал его лечащим врачом. В рамках российского законодательства в таких условиях невозможна полноценная консультация «пациент-врач». Но все же здесь будут осуществляться профилактические обследования, после которых пациент сможет дальше двигаться по некоей иерархии, и ему будет рекомендовано какое-то конкретное лечебно-профилактическое учреждение. Это направление действительно имеет немалые перспективы.