Как пациент видит телемедицину? Телемедицина глазами пациента

29 Mar 2019
661
Прослушать

В разговоре о телемедицине интересным видится посмотреть на данную проблему глазами самого пациента. Основная цель пациента – решить свою проблему со здоровьем, причем сделать это нужно при минимальной затрате времени, материальных средств и усилий. Телемедицина предлагает свои решения в данном направлении.

Как пациент видит телемедицину? <a href=Телемедицина глазами пациента, Инфографика" src="https://evercare.ru/sites/default/files/kak-patsient-vidit-telemeditsin…" title="Как пациент видит телемедицину? Телемедицина глазами пациента" />

В первую очередь, среди основных постулатов, которые движут пациентами – понятия «здесь» и «сейчас». Люди хотят мгновенно решить проблему, им не нужно ждать усложнения. Человек готов сделать это любым удобным способом, главное – выйти на связь со специалистом, если самостоятельно разобраться с проблемой не получается.

Важно понимать, что пациенты всегда хотят некоего индивидуального подхода. Кроме того, большинству неинтересна формальная сторона вопроса – как процесс организован, какие и где документы лежат и пр. Правда, есть и те, кто любит отслеживать свои анализы, сканирует, копирует и собирает их, но это исключение, а не правило. Главное – человек не хочет быть больным. Обычный человек не следит за тем, где его данные, насколько качественно сфотографированы показания и т.д.
Именно поэтому врачу важно самому структурировать пациента, направлять в нужное русло и объяснять, зачем, собственно, это необходимо. И все же не стоит ждать, что пациент по электронной почте, WhatsApp или через какую-то информационную систему пришлет абсолютно структурированные данные от «А» до «Я», если только не была специально подготовлена выписка, и не имеется прежний длительный опыт общения с врачами.

Как правило, разговор с пациентом начинается с общих вопросов - к примеру, он заявляет, что имеет проблемы с мочеиспусканием. Далее врачу приходится долго разбираться и вести пациента к тому, чтобы он как-то объяснил свою проблему. От него требуют один-другой-третий анализ, постепенно формируя историю болезни. Но самому пациенту это не надо, за исключением особого типа людей - педантов. Однако в конечном итоге и такая информация нуждается в некоторой структуризации.

Очень важный момент заключается и в том, что мы много говорим о защите персональных медицинских данных. Но когда у пациента возник кризис или какая-то проблема, то ему не столь важно, что узнают его ФИО, место работы или учебы и др. Главное – решить проблему быстро и с минимумом затрат. Уже потом, когда этот кризис миновал, и человек начал забывать о своей проблеме, он может обнаружить, что Интернет обладает свойством сохранять информацию - где-то использовался незащищенный канал, где-то вопрос был задан в открытой форме.
Тогда человек просит убрать информацию. Кроме того, порой спрашивают о весьма щепетильных вопросах, и люди смущаются своих данных рядом с упоминанием диагнозов простатит, цистит, эректильная дисфункция, бесплодие. Уже на этом этапе люди начинают писать претензии и жалобы. Даже если ранее отношения с врачом были очень теплыми и доверенными, человек может об этом забыть, настойчиво ссылаясь на защиту о персональных медицинских данных, просить только о выполнении своей просьбы убрать данные.

Важно понимать, что пациенты в принципе не ориентированы на какое-то конкретное программное обеспечение с защищенным каналом. Они просто пользуются своим телефоном-смартфоном, присылают данные врачу и т.д. Задача врача - согласно российскому законодательству сподвигнуть к использованию специального программного обеспечения. Но опять же пациенту главное - решить проблему, и, если не будут всплывать его личные данные, то Skype и WhatsApp будет рассматривать как отличный способ для взаимодействия.

Еще нужно отметить, что если пациенту неизбежно придется тратить личные финансовые средства, чтобы оплатить консультацию, то ему неважно, будет ли платеж производиться через страховую компанию, через ОМС, через какую-то кассу с чеком. Как правило, если не компенсируются затраты на предприятии или в какой-то страховой компании, то формат значения не имеет. Этим, конечно, многие врачи пользуются, что по большому счету неправильно.

Таковы реалии: надо помнить как самому пациенту, что он рискует, используя открытые каналы, отправляя информацию, так и врачу - со своим пациентом надо работать не только с медицинской позиции, но и с точки зрения этики и деонтологии.