Где в здравоохранении уже успешно работает искусственный интеллект?
Искусственный интеллект (artificial intelligence, AI) настолько разрекламирован, что у руководителей здравоохранения может возникнуть мысль, что эти технологии относятся к сфере технологов и будет разумнее не торопиться с их внедрением. А ведь вместо этого будет разумнее подумать о том, куда сегодня вкладывают средства лидеры отрасли здравоохранения. Аналитики HIMSS Media Research опросили 142 квалифицированных специалиста, работающих в области информационных технологий, бизнеса, информатики и клинической деятельности в больницах, медицинских страховых и фармацевтических компаниях.
Полученные результаты показывают, что искусственный интеллект и машинное обучение уже приносят пользу в конкретных областях. Респонденты возлагают большие надежды на AI и технологии машинного обучения, в частности, при лечении хронических заболеваний. 77% опрошенных утверждают, что используют искусственный интеллект для поддержки принятия клинических решений именно в этой области, но это далеко не единственный случай использования таких технологий.
По мнению 63% участников исследования, искусственный интеллект и машинное обучение уже приносят пользу в специализированных областях медицины, включая радиологию, патологию и фармацевтику. Что касается пациентов, то полезность этих технологий для них также возрастает: 61% респондентов указали, что в качестве двух конкретных примеров можно привести телемедицину и дистанционный мониторинг пациентов.
В итоге почти половина участников опроса считают, что AI-технологии уже оказывают влияние на ситуацию в местах оказания медицинской помощи.
Учитывая относительно высокий процент опрошенных, утверждающих, что искусственный интеллект уже используется в этих областях, неудивительно, что, по их словам, хронические заболевания также открывают большие возможности для этой технологии.
Наиболее сильно могут выиграть от внедрения AI-технологий такие сферы здравоохранения, как лечение рака, сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, которые, как считается, больше всего получают пользы и от развития таких новых направлений, как точная или персонализированная медицина и здоровье населения.
Персонализированная медицина и здоровье населения, в сущности, являются наиболее распространенными направлениями, где участники опроса уже используют, либо собираются внедрять инструменты на основе технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Более половины из них указали, что они используют эти технологии в программах охраны здоровья населения, в то время как чуть более 40% делают это для развития точной медицины.
В дополнение к 77% респондентов, использующих искусственный интеллект для поддержки принятия клинических решений, 66% респондентов отметили, что используют эти технологии для получения информации из больших массивов данных.
Кроме того, многие считают перспективным использовать эти технологии в бизнесе, например, для устранения операционной неэффективности и оптимизации административных процессов. Подобные системы становятся все более важными для руководителей организаций здравоохранения, даже если они, возможно, выглядят менее гламурными, чем приложения, ориентированные на пациента.
66% респондентов, участвовавших в другом исследовании HIMSS Media, ожидают, что системы искусственного интеллекта будут стимулировать инновации в здравоохранении, а треть респондентов в настоящее время разрабатывают стратегии применения новых технологий, включая искусственный интеллект, и еще 40% планируют создать их в ближайшее время.