1

Внедрение программ телемедицины в лечебных учреждениях

27 Jun 2019
702

Степан Красняк

Медицинский журналист Evercare

Linda Branagan

Директор по телемедицинским программам в University of California, San Francisco

 

- Для меня большая радость видеть Вас здесь. Я хотел бы задать несколько вопросов о применении телемедицины в учебных учреждениях. Во время выступления Вы рассказали, что подавляющее количество проблем можно решить заочно. Могли бы Вы уточнить, какие проблемы могут быть решены таким образом?

- Речь идет о нашей программе электронного консультирования - это 83%. Программа электронного консультирования помогает медработнику, ведущему первичный прием. Обычно это не сверхсложные проблемы, а те, что для специалиста будут «легкой добычей».

Терапевт отправляет пациента, например, к эндокринологу, что само по себе может занять много времени, лишь для того, чтобы выяснить, что проблема не представляет особой сложности и потребует от эндокринолога очень простых действий. Затем пациент направляется обратно к своему терапевту. Всё это - очень неэффективно.

Вот, что предлагаем мы. Мы предоставляем врачу на первичный прием подробный и ясный электронный шаблон. В нем он указывает информацию: пациент, история его болезни, сама болезнь и мой конкретный вопрос. Затем это асинхронно отправляется специалисту, который просматривает ее и дает ответы. В 83% проблема на этом заканчивается, и лишь в 17% случаев специалист смотрит и говорит: вот этого пациента мне нужно видеть у себя. Мне или недостаточно информации, чтобы дать ответ, или проблема достаточно сложная, что требует встречу с пациентом. Все это делается, чтобы облегчить доступ к нашим специалистам, и пациенты, которые окажутся в клинике и займут ценный временной ресурс клиники, были действительно теми, кому нужно попасть на прием к специалисту.

- Говоря об асинхронном характере этой работы, сколько времени требуется, чтобы получить ответ от специалиста?

- Обычно это занимает около получаса - не более. Причина такой оперативности в том, что врач, ведущий первичный прием, заполняет ясный и подробный шаблон, в котором указана вся необходимая информация. Поэтому специалист имеет все нужные данные. Он может посмотреть карточку больного, если захочет, но вся необходимая информация у него уже есть. Эти шаблоны были составлены самими специалистами, поэтому туда включена вся нужная им информация.

- Если какое-то учебное учреждение захочет организовать телемедицинскую программу, с чего следует начать?

- Наибольшая трудность для телемедицины – это вопрос оплаты труда. Это пункт, на котором притормаживаются все наши телемедицинские программы. Оплата везде разная. У нас есть оплачиваемая правительством программа Medicare, которая покрывает не все телемедицинские услуги. В разных штатах разные правила – это тоже нужно учитывать. Для телемедицины требуется такой же навык принятия решений и такой же врачебный опыт, как и в случае с очной консультацией. Поэтому мы не хотим давать рекомендаций по поводу того, что работа врачей не должна оплачиваться в той же мере. Это по-прежнему тяжелый врачебный труд, в этом наша основная трудность. Кроме того, нужно добиться от врача того, чтобы он что-то сделал по-другому, и это тоже представляет некоторую трудность. Много времени у нас уходит на то, чтобы убедиться, что люди все правильно поняли. Им требуется, чтобы мы поработали с ними, как говорится, бок о бок и обучили всему. Мы всегда готовы предоставить им больше информации, как только потребуется. Мы следим, чтобы врачи всегда могли посоветоваться друг с другом: подходит ли этот пациент для телемедицины? Что можно сделать для него при помощи этих технологий? Мы хотим, чтобы врачи всегда имели возможность обсуждать эти вопросы.

- По каким показателям можно измерять эффективность программ?

- Мы измеряем много разных показателей. Чтобы сделать все необходимое для улучшения результатов телемедицины, нужно много усилий. Я думаю, сфера телемедицины была бы значительно улучшена, если бы была проще устроена, потому что многие пытаются ее освоить. Но что мы анализируем, так это информацию о возрасте пациентов – кто пользуется телемедициной. Мы анализируем информацию об уровне удовлетворенности пациента, а также то, как телемедицина облегчает доступ к специалистам. Наша программа электронного консультирования является хорошим примером. Если благодаря телемедицине освобождается больше специалистов для очного консультирования, то это значительный показатель. Вот на такие результаты мы обращаем внимание.

- Какие основные препятствия для внедрения этой телемедицинской программы?

- Кроме оплаты труда, которая имеет огромный разброс, препятствие еще и в том, что врачи работают в условиях избытка информации. Они постоянно учатся чему-то новому. Что-то меняется в электронных медицинских карточках, что-то - во врачебных практиках, поэтому зачастую просто трудно добиться их внимания.

- Как вы обучаете телемедицине врачей или студентов? У вас есть образовательные программы для этого?

- У нас есть строго стандартизированная учебная программа, по которой мы обучаем врачей. Также мы проводим персональное обучение. Мои сотрудники, если врач захочет, будут сопровождать его во время первого виртуального визита с настоящим пациентом. Так что мы оказываем всевозможную помощь, о которой нас попросят. Иногда достаточно дать страницу текста с инструкцией, а иногда нужно личное сопровождение.

- У вас есть какие-то руководства, которыми вы можете поделиться с другими образовательными учреждениями?

- Самый лучший источник для руководства – это сайт Американской ассоциации телемедицины. У них есть много практической информации по телемедицине и разным специализациям. Мы адаптируем их и распространяем повсюду, как только можем.

- Хорошо. Спасибо большое за интервью!