Телемедицина как троянский конь
Сегодня, когда все восторгаются новыми возможностями, которые потенциально может предоставить телемедицина, многие забывают, что телемедицинские компании могут быть конкурентам существующим медицинским организациям. Сегодня очень слабым и несерьезным, но завтра картина может измениться.
Эти поначалу «тихо сидящие в углу» телемедицинские провайдеры, в частности те, которые оказывают прямые услуги пациентам через Интернет, в реальности становятся провайдерами медицинских услуг национального уровня. В США они, например, уже напрямую подписывают контракты со страховыми компаниями и крупными компаниями-работодателями, присваивая себе пациентов, которые традиционно были клиентами обычных медицинских организаций.
Такие компании национального уровня начинают глубже проникать на рынок по мере того, как они расширяют спектр своих предложений и перечень специализаций. В результате телемедицинские компании приобретают все больше пациентов, нарушая тем самым стандартный поток пациентов в обычных клиниках. Но, что интересно, эти же самые телемедицинские компании, которые напрямую конкурируют с медицинскими организациями и системами, хотят, чтобы эти же медицинские организации платили им за лицензирование их программного обеспечения для того, чтобы виртуально обслуживать их собственных пациентов. Тем самым как бы утверждая, что работающие в телемедицинской системе, вне какой-либо медицинской организации, врачи являются именно провайдером, т.е. настоящей медицинской организацией.
И по мере того, как новые провайдеры медицинских услуг увеличивают свое присутствие на рынке, традиционным медицинским организациям необходимо пересмотреть свою модель предоставления услуг. Там, где присутствуют национальные телемедицинские провайдеры, их услуги следует рассматривать в качестве «троянского коня», замаскированного под партнера, который в действительности оттягивает на себя пациентов.
Медицинским организациям необходимо разработать новую цифровую стратегию оказания медицинских услуг, которая будет работать по всему спектру лечения, предоставляя пациентам очень качественные услуги с большим для них удобством и легким доступом к врачам.
Телемедицина должна при этом рассматриваться как одна из технологий, помогающих организации лучше обслужить пациентов, привлечь их к себе и максимизировать эффективность лечения. Телемедицина не должна рассматриваться как отдельное направление, а только как дополнение к существующей модели оказания лечебных услуг, полностью интегрированной в систему организации. Только такой подход позволит клинике сохранить доверие населения и не потерять пациентов, которых она обслуживает.
Сейчас на рынке появились программные решения для организации виртуального лечения корпоративного уровня, которые могут позволить медицинским системам расширить спектр услуг, предоставив инструменты телемедицины в руки врачей общего профиля и специалистов. Несмотря на то, что уже многие больницы и медицинские системы запустили у себя первые телемедицинские проекты, лишь немногие из них разрабатывают расширенные программы, поддерживающие многочисленные сервисные линии с помощью таких решений корпоративного уровня. В результате такие пробные проекты решают только узкие сегодняшние задачи, одновременно создавая проблемы управления для IT-подразделений.
Корпоративные решения очень различны. Они предлагают весь функционал для практик любой формы, которые подходят для телемедицины, опираясь при этом на уже работающий медицинский коллектив, а также позволяя подключать внешние медицинские команды. Цель таких программных платформ – помощь медицинским организациям организовать телемедицинские сервисы для своих пациентов, под своим брендом, используя врачей, которых они знают и доверяют. В этом главное отличие от компаний, предлагающих сегодня прямые телемедицинские услуги пациентов, и специализирующихся только на этом.
Чтобы остаться конкурентоспособным в сегодняшних условиях медицинским организациям надо с осторожностью относиться к «троянским коням», которые являются им в виде телемедицинских компаний, обеспечивающих прямое общение с пациентами. Можно снизить этот риск воспользовавшись преимуществами новых телемедицинских решений корпоративного уровня, которые позволят медицинским организациям использовать свой собственный медицинский коллектив, одновременно улучшив своим пациентам доступ к удобным и качественным медицинским услугам.
Автор: Давид Скибинский, глава компании SnapMD
Понятно, что все, что сказано выше, имеет очень слабое отношение к системе здравоохранения России в нынешнем состоянии. У нас другие проблемы. Как говорят, кому-то суп жидкий, а кому-то жемчуг мелкий. Но через некоторое время, мы, возможно, также столкнемся с такой ситуацией.