Телемедицина в узкоспециализированной педиатрии: какую роль она должна выполнять?
Многим людям трудно получить доступ к узким медицинским специалистам в сфере педиатрии и в этом им может помочь телемедицина. Но пока недостаточно информации, как наилучшим образом внедрить эту услугу для того, чтобы она пользовалась популярностью и приносила при этом максимальную пользу для маленьких пациентов и их родителей.
Специалисты консалтинговой компании RAND с целью определения того, как родители воспринимают телемедицину и, соответственно, идентификации основных структурных элементов этой услуги решили провести небольшой опрос заинтересованных лиц. В исследовании участвовали 21 человек, включая родителей и людей, ухаживающих за детьми, нуждающимися в специализированно лечении, а также подростки и молодые взрослые пациенты, с такими же потребностями.
Хотя все проинтервьюированные участники высоко оценивают потенциал телемедицины как замены личным визитам к врачу, занимающемуся специализированным лечением, они с бóльшим энтузиазмом говорят об использовании телемедицины как дополнения, а не замены личных визитов. Например, они считают полезным использовать телемедицину для сортировки пациентов перед визитом к врачу для того, чтобы пациенты могли встретиться нужным именно им специалистом, а также определения срочности назначения такого визита. Они также полагают, что телемедицина будет полезна для коммуникаций со специалистом после личного визита к нему для получения ответов на дополнительные вопросы, координации лечения и обсуждения изменений в состоянии здоровья.
Участники опроса также считают, что для телемедицинских программ важно иметь понятную и надежную систему планирования контакта с врачами, опцию общения с врачом в этот же день, гарантию непрерывности лечения у надежных специалистов, понятные инструкции о том, когда надо использовать телемедицину и предоставление родителям права выбора относительно метода лечения.
Как утверждают специалисты RAND в своем отчете об исследовании, "понимание восприятия пациентами телемедицины и их предпочтений является важнейшим условием того, чтобы эта услуга смогла принести реальные инновации в здравоохранение, а не просто скопирует существующую модель медицины".