Телемедицина пока не способна снизить затраты системы здравоохранения
Если телемедицинские услуги типа врач-пациент станут общепринятыми, они, вероятно, увеличат затраты системы здравоохранения, в том числе и на использование людских ресурсов, утверждается в недавно опубликованном исследовании компании RAND Health.
Пациенты, которые используют телемедицину, обычно пользуются этими сервисами в дополнение к традиционным визитам к врачу, считают аналитики. И действительно, примерно 12% пациентов используют телемедицину как замену визитов в клинику, остальные 88% рассматривают телемедицину как новый сервис в дополнение к существующим.
Исследователи RAND изучали шаблоны поведения 300 тысяч пользователей медицинского плана CalPERS в течение 2011 - 2013 г.г. Этот план включал и использование телемедицины. И исследователи обнаружили, что необходима новая стратегия ее использования, если ее рассматривать как средство снижения затрат системы здравоохранения, пишет Healthcare IT News.
Например, расходы на пациента с острой респираторной инфекцией, который использует сервис телемедицины, на 50% ниже, чем на того же пациента, если он лично приходит на прием к врачу, и составляют всего 5% от суммы, в которую он обходится системе здравоохранения, если он обращается отделение неотложной помощи. Но в реальности эти пациенты все равно продолжают обращаться в "Скорую помощь" или приходить на прием к врачу, либо, как вариант, начинают существенно чаще использовать телемедицину (и это увеличивает затраты на $45 для каждого телемедицинского пациента)
Компании типа Teladoc, American Well и Doctors on Demand, относящиеся к категории крупнейших провайдеров телемедицинских услуг типа врач-пациент, рекламируют себя как возможность получения более дешевых и удобных в использовании медицинских услуг. И количество клиентов у них за последние годы очень быстро растет, что свидетельствует о правильно выбранной политике продвижения. Например, на днях Teladoc объявила, что список зарегистрированных ее пользователей достиг планки в 17.5 млн человек.
Но, хотя эти сервисы должны заменить дорогостоящие визиты в отделение неотложной помощи или в клинику, пациенты, пользующиеся ими, просто считают их дополнительными и продолжают обращаться в задыхающуюся от перегрузки стандартную систему здравоохранения. И, как обнаружила RAND, чаще всего услугами телемедицины пользуются молодые и технически образованные люди, а совсем не пожилые или сельские пациенты, на которых, как казалось, нацелена вся система телемедицинских услуг.