Что нужно для подключения стариков к цифровой медицине?
Создавая цифровые инструменты для контроля здоровья, очень важно их так продумать, чтобы такой продукт можно было легко использовать. Особенно, если речь идет о старшем поколении, которое, в большинстве своем, слабо владеют нужными навыками. И, в частности, разработчики должны ответить на три вопроса:
- Соответствует ли продукт уровню медицинской грамотности пользователей, для которых он предназначен?
- Является ли продукт визуально привлекательным, с логически понятной и простой навигацией?
- Является ли его дизайн простым и без лишних деталей?
Сегодня многие технологии объявляются решениями, но технология только тогда становится решением, когда оно находится в едином контексте с обычными действиями человека и в результате дает лучший, причем измеримый, результат.
В этом и заключается сегодня основная проблема разработчиков цифровых технологий для здравоохранения. Вот, что надо помнить.
- Подключение к цифровому миру - это только первый шаг. Для стариков здесь таится множество трудностей. Это и экономические, социальные, психологические аспекты, это часто и физические проблемы. Но, хотя адаптация цифровых технологий среди старшего поколения намного ниже, чем для других возрастных групп, согласно исследованиям, большинство таких людей в США уже пользуется Интернетом (Россия отстает в этом на 10 - 20 лет). Поэтому важность этой проблемы постепенно снижается.
- Речь идет о здоровье. Большинство пожилых людей в опросах выражают желание иметь возможность получать медицинские услуги дома, а не в больнице. И именно поэтому фокус здравоохранения смещается с лечения острых заболеваний к превентивному управлению здоровьем. И именно поэтому, цифровые медицинские приборы имеют большую перспективу стать частью домашней жизни старшего поколения. Если потенциальные пользователи поймут, в чем от них польза.
- Ключевым элементом является лечащий врач или человек, обеспечивающий уход за пациентом. Согласно статистике, в США более 30 млн человек периодически бесплатно ухаживают за людьми старше 50 лет. В основном (60%) это женщины в возрасте около 50 лет. Большая часть (90%) таких пациентов связывается со своим врачом или опекуном с помощью цифровой связи. При разработке новых цифровых инструментов технологические компании и медицинские организации должны учитывать этот факт и рекомендовать все эти средства врачам и опекунам. И здесь есть много возможностей для разработчиков. Именно рекомендация лечащего врача или опекуна зачастую являются решающим фактором, влияющим на адаптацию пациентом того или иного цифрового инструмента.
- Цель - стать мобильными. Сейчас в здравоохранении используются и смартфоны, и планшеты. Согласно опросам, большинство участковых врачей в США пользуются планшетами для профессиональных целей (для России, увы, это не так). Однако все люди сегодня в той или иной мере мобильны, включая пожилых пациентов и опекающих их людей. Правда адаптация стариками смартфонов существенно ниже, чем у молодого поколения. Планшеты, которыми легко управлять, могут это "пропасть" закрыть. Остается вопрос контента, который доступен для пациентов и ухаживающих за ними людей.
Мы сейчас находимся в ситуации, когда технологии уже готовы. Пожилые люди примут их, если им их рекомендуют их лечащий врач, если ими будет просто пользоваться, и они будут иметь непосредственное отношение к их заболеванию. Если они помогут им оставаться здоровыми и без помощи больницы.