Здоровье в стиле hi-tech

Здоровье в стиле hi-tech

29 Dec 2020
143
Прослушать

Высокие технологии в повседневной жизни. Сегодня таким словосочетанием уже никого не удивить. А вот если мы скажем «высокие медицинские технологии в повседневной жизни»? Такое встречается пока что нечасто, но инновационные разработки в области контроля состояния здоровья и его поддержания уже входят в нашу жизнь.

О них мы беседуем с директором по цифровой трансформации Европейского Медицинского Центра (ЕМС) Егором Сафрыгиным.

Е.Сафрыгин: Стартапы, которые появляются на рынке медицинских услуг, позволяют развивать конкуренцию и в итоге давать медицине наиболее точный, наиболее качественный продукт. ЕМС является настоящим инноватором, поэтому мы тестируем многие новинки, чтобы понять, что именно для нас лучше, функциональней, точнее, качественнее.

Расскажите, пожалуйста, о тех из них, которые могут быть применимыв обычной жизни.

Е.Сафрыгин: Такие действительно есть. В 2019 году я услышал про «умный текстиль»  на Большой конференции в Лас-Вегасе. Это одна из разновидностей health-tech. Я больше чем уверен, что в будущем такие продукты смогут полностью заменить холтер-мониторирование. Это специальная футболка, в которую встроены датчики. Они снимают сердечный ритм, температуру тела. Есть датчик, который просигнализирует, если человек вдруг упал из-за сердечного приступа. Используется технология для прослушивания легких. Это может быть интересно как для кардиологов, так и для пульмонологов. Все данные поступают в облако, там обрабатываются, и врач получает всю информацию в привычном ему в виде. А пациенту на мобильное приложение приходит некая инфографика, которая говорит о том, что есть определённая проблема, сегодня лучше не бегать, например, а позаниматься йогой.

— Почему эта удобная технология еще не получила широкого распространения?

Е.Сафрыгин: Сегодня широкое внедрение подобных «умных маек» тормозится развитием программного обеспечения. Нужна разработка приложений для iOs и Android, потому что изначально технология была апробирована только на Nokia, в которой стоит Microsoft. Мы верим в этот продукт и считаем, что в первую очередь он предназначен людям, которые занимаются активными видами спорта, им нужен постоянный контроль. Футболка выдерживает 500 стирок, то есть, фактически полтора года ею можно пользоваться ежедневно.

— А можно узнать подробнее, как она устроена и как идет работа по ее внедрению в практику.

Е.Сафрыгин: Для работы датчиков используется один источник питания. Сейчас разработчикам удалось уменьшить аккумулятор, но при этом увеличить срок его службы. Я надеюсь, что вскоре закончатся разработки именно под Android и iOs, и Институт кардиологии ЕМС начнет пилотный проект.

Дальше мы планируем использовать эту технологию для наших отделений реабилитации и кардиологии, когда суточного мониторинга недостаточно. Кардиологи уже дали обратную связь по тому, какие ещё должны быть учтены метрики. Коллеги из Honolife обещали в первом квартале 2021 года запустить обновлённую версию с теми комментариями, которые получены от наших кардиологов в ходе тестирования.

А какие еще есть разработки в области повседневной безопасности?

Е.Сафрыгин: Cервис экстренного реагирования в ситуациях, угрожающих здоровью или жизни, который называется «Умная забота 24/7»: специалисты работают круглые в сутки семь дней в неделю без перерывов. Они быстро оценивают ситуацию и передают сигнал в отделение неотложной и экстренной помощи ЕМС.

Сервис предлагает следующие возможности быстрого соединения с оператором в экстренных случаях:

  • «тревожная кнопка»:
  • устройство для ванной со шнурком активации;
  • кулон с кнопкой паники и датчиком падения.

Нажав кнопку тревоги, или выдернув шнур, или при падении пациент сразу же соединяется с оператором системы. Оператор всегда доступен по громкой связи. Система сообщает о происшествии с пациентом родственникам и специалистам ЕМС, которые срочно оказывают необходимую помощь на дому или в клинике.

Это наш совместный продукт с компанией «Гольфстрим», лидером рынка охранных систем. Мы первыми вывел на рынок проект, который использует и возможности медицинской клиники, и возможности охранной службы.

Когда мы думали о системе, которую можно использовать для мониторинга самочувствия одиноких пожилых людей или пациентов после операции, мы понимали, что необходимо создать большой информационный центр, который будет этим заниматься. У компании «Гольфстрим» как раз есть большой центр по реагированию, и нужно было совместить его с нашей идеей.

Как происходит процесс оповещения?

Е.Сафрыгин: Человек носит устройство, которое имеет датчик падения. Когда человек падает и какое-то время не поднимается, датчик срабатывает. Через него с человеком связывается голосом оператор службы реагирования. Получается, что пожилому или больному человеку не нужно никуда звонить, когда что-то произошло. Датчик отреагировал, данные отразились в службе реагирования, диспетчеры связались и выяснили, какая помощь требуется, вызвали «скорую». Если, к примеру, на человеке нет датчика падения, но с ним что-то произошло, поможет большая тревожная кнопка в квартире. Она должна быть установлена так, чтобы к ней можно было бы легко прикоснуться, нажать. С подопечным также связывается оператор, выясняет, что случилось, и вызывает «скорую помощь», звонит родственникам.

Что обеспечивает сигнал?

Е.Сафрыгин: Мы полностью пользуемся службой «Гольфстрима», им поступает сигнал, и, соответственно, оператор видит, что идёт звонок от клиента, у которого есть система. Такое постоянное наблюдение позволяет совершить выезд до того, как приедет «скорая помощь», проконтролировать, не случайный ли это вызов, чтобы «скорая» без надобности не выезжала. Получается, что изначально диспетчер верифицирует: да, произошло что-то, необходимо вызвать либо экстренную помощь или достаточно дежурного врача.

Система действует только в Москве?

Е.Сафрыгин: Да, в Москве и ближайшем Подмосковье.