Врачи Якутии и Тюменской области поделились опытом внедрения ТМ

11 Nov 2021
244
Прослушать

Телемедицинские консультации тарифицируются гораздо дешевле, чем очные, при этом занимают не меньше, а то и больше времени у врачей. Это является одним из основных сдерживающих факторов для дальнейшего развития ТМ в регионах. Об этом шла речь в ходе круглого стола, который 11 октября в онлайн-режиме провела команда проекта «Медведь.Телемед» (Группа Компаний ХОСТ).

Доктор в чате

В рамках круглого стола представители МО Республики Саха (Якутия) и Тюменской области делились своим опытом использования «Медведь.Телемед».

Заведующая взрослой поликлиникой ОКБ №2 Екатерина Викторовна Расоева (Тюмень) рассказала:

Мы начали внедрять телемедицину в формате врач-пациент для ведения лиц, которые находятся на изоляции в связи с пребыванием в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией, так называемых «контактных.

В тюменской ОКБ №2 самыми востребованными у этой группы были вопросы в области неврологии (18% консультаций) и кардиологии (15%). В основном, во время удаленных консультаций задавали вопросы хронические больные, которым требовалось уточнить моменты, связанные с приемом лекарственных средств, выпиской рецептов. Лишь несколько обращений были связаны с возникшими жалобами на ухудшение состояния здоровья.

«Практика показала, что пациентам удобнее общаться с врачами в чатах», - продолжила Екатерина Расоева. Больные пишут вопросы и жалобы «пока не забыли». Врачу это тоже удобно. Не всегда есть возможность и время моментально отреагировать на звонок пациента, а вот ответить в письменном виде в удобное время – намного проще.

Екатерина Расоева поделилась планами:

Сейчас мы расширяем сферу применения телемедицины и начинаем использовать ее в рамках работы недавно открытого кабинета ХСН – для больных с хронической сердечной недостаточностью и кабинета паллиативной помощи. В связи с этим потребовалось создание методички, которая бы подробно и доступно объясняла пациентам, как установить и начать пользоваться приложением. 

В деньгах и минутах

По словам представителя тюменской ОКБ №2, оплата телемедицинских консультаций производится с коэффициентом 0,5 от существующего тарифа, что не так выгодно для МО, как оплата законченного случая оказания медицинской помощи.

Необходимость корректировки тарифа на ТМ отметила и заведующая Женской консультацией №3 (Тюмень) Елена Владимировна Мерабишвили. Хотя из ее опыта дистанционная консультация позволяет врачам экономить время: продолжительность ТМ-приема пробовали делать по 5 минут, но в итоге пришли к 10 минутам. А очный визит длится, в среднем, 15 минут.

Мерабишвили сказала: 

У нас телемедицинские консультации были внедрены в ноябре прошлого года. Их получают беременные, которые находятся дома с COVID-19, а также гинекологические пациенты, которые были на первичном очном приеме – благодаря ТМ они получают результаты своих анализов и дополнительные консультации удаленно. Третья категория пользователей «Медведь.Телемед» – онкопациенты в рамках диспансерного наблюдения.

На начальном этапе внедрения ТМ женская консультация столкнулась с техническими сложностями. У некоторых пациентов старые телефоны, на которые невозможно установить приложение. Другая трудность – организационного плана. В женской консультации обслуживаются ведомственные пациенты из ФСИН и МВД, у которых нет полисов ОМС, и поэтому поликлиника не может подключить их к телемедицине.

Сейчас 80% прикрепленного населения МО проинформировано о возможностях телемед-консультирования. Для этого подготовили наглядные памятки, в поликлинике расклеили информационные листовки. Просветительскую работу ведут и врачи, и медсестры.

Елена Мерабишвили отметила:

Врачам в сетке приема ежедневно оставляют «окошки», чтобы после очного консультирования они перешли к телемедицинскому. И врачи, и пациенты настроены позитивно. Никакой негативной обратной связи нет. 

Лекарство от «аллергии»

«В Якутии тариф на проведение ТМ консультаций тоже есть», – прокомментировал зам. главного врача по лечебной части ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ» Василий Ильич Горохов.

Только, по его мнению, медицинским организациям он абсолютно невыгоден. Если за очный визит учреждение получает 2000 руб., то за удаленную консультацию всего 300 руб. При том, что зачастую пациент, находясь в расслабленной домашней обстановке, может увлечься, и тогда телемедицинское общение серьезно растягивается во времени. В Мирнинской ЦРБ консультация терапевта в поликлинике, в среднем, длится 15 мин., а телемедицинская – порядка 30 минут.

«На сегодня стимула для использования телемедицины у врачей нет», – уверен Василий Горохов.

Дело не только в финансовой стороне, но и в дефиците кадров. Сегодня на 13 терапевтических участках работает всего 4 терапевта. Нагрузка на них колоссальная, и освоение новой технологии большинство из них воспринимают как дополнительную обузу.

Реальным подспорьем ТМ могла бы стать в случае, если бы снимала часть нагрузки с врача, убежден Василий Горохов: «Например, если бы весь спектр услуг, которые не требуют личного присутствия пациента, можно было бы оказать удаленно: оформление справок, рецептов. Было бы здорово, если бы перед тем, как прийти в поликлинику, человек самостоятельно заполнил анкету, в которой указал свои персональные данные, рост, вес, артериальное давление, которые большинство измеряют самостоятельно дома».
По словам Василия Ильича, в любом случае за ТМ будущее. Особенно этот формат востребован у молодого поколения, у которого «аллергия» на походы в поликлинику, с одной стороны, и которые владеют современными технологиями, с другой. Они охотнее пообщаются с врачом дистанционно, со своего смартфона или умных часов. 

Все это - вопрос времени. Ну а чтобы приблизить этот момент, участники круглого стола предложили организовать рабочие группы при МИАЦ и Департаментах здравоохранения регионов с привлечением врачей разных специальностей. С их помощью можно будет популяризировать решение, разбирать сложные вопросы, делиться передовыми практиками.