Виртуальная, дополненная и смешанная реальность на страже здоровья
В отличие от других отраслей, где внедрение дополненной/виртуальной и смешанной реальности (AR/VR/MR) представляется некоей вишенкой на торте (особенно в сфере развлечений), в случае со здравоохранением - все наоборот. Тут использование технологий может полностью изменить ход игры, поскольку они значительно улучшают общий опыт пациента, его приверженность лечению. Неудивительно, что объем мирового рынка AR/VR/MR имеет стабильную тенденцию к росту.
Здоровье — не игрушка
В 2017 году объем рынка технологий AR / VR в медицине, по оценке исследовательской группы Markets and Markets, составил $769,2 млн. К 2023 году он должен увеличиться до $5 млрд при среднегодовом росте 36,6%. Основными драйверами должны стать распространение VR-оборудования в сфере здравоохранения, говорится в исследовании Augmented and Virtual Reality in Healthcare market — Global Forecast to 2023.
Аналитики другой компании Goldman Sachs прогнозируют, что к 2025 году использование AR/VR/MR в медицине по объемам ($6,1 млрд) должно выйти на второе место на общем рынке программного обеспечения, сразу после игровой индустрии ($11,6 млрд).
По данным исследования Healthcare AR VR Market: Global Industry analysis 2013–2017 and Forecast 2018–2026 компании Persistence market research, наибольшую долю рынка займут приложения для обучения врачей и медперсонала, а также решения для планирования и проведения хирургических вмешательств.
Релевантная информация о пациенте является одним из важнейших элементов, обеспечивающих эффективное лечение. VR/AR/MR позволяют врачу видеть пациента «насквозь». Такую возможность дает, в частности, платформа YouVR, созданная компанией BioLucid. Продукт представляет собой полностью иммерсивное, живое, дышащее имитированное человеческое тело, заявляют разработчики.
Схожие платформы анализа геномики человека могут быть использованы для поиска и создания новых лекарств.
В 2016 году впервые в мире в прямом эфире в формате 360-видео была проведена операция по удалению раковой опухоли в толстой кишке, за которой в реальном времени наблюдали более 13 тысяч студентов-медиков из разных концов света. Успех больницы Royal London Hospital, которая затеяла трансляцию, вдохновил на создание платформы Medical Realities, которая помогает дистанционно обучаться проведению операций.
VR Healthcare Training компании Sidia, - решение для изучения анатомии человека слой за слоем и механики человеческого тела. С помощью гарнитуры и широкого набора различных сенсоров стажер получает шанс пережить операцию не как пассивный зритель, а как ее активный участник.
Работа с воспоминаниями
AR/VR/MR могут повысить качество жизни хронических больных, которые испытывают дискомфорт, когда оказываются предоставленными самим себе в перерывах между процедурами.
Фактор погружения открывает путь к новым способам терапии. Например, сложная среда виртуальной реальности может быть использована для уменьшения боли, улучшения сна, избавления от страхов и фобий. Так, некоторые американские клиники и больницы погружают ветеранов боевых действий в смоделированную горячую точку для борьбы с посттравматическим синдромом. Военные заново переживают свое эмоциональное потрясение в виртуальной реальности. В конечном счете это позволяет им «отпустить» реальные переживания, справиться с навязчивыми воспоминаниями.
VR помогает справиться с фантомной болью при потере конечностей. Нейробиологи используют виртуальную реальность для борьбы с потерей памяти у больных синдромом Альцгеймера.
Побывать в чужом теле
Как сделать так, чтобы пациент последовал рекомендациям врача и принимал назначенное лечение? Разговоры о том, что вы умрете, если не будете принимать лекарства, или потеряете активность, или не сможете себя обслуживать, действуют далеко не на всех, говорят медики. Другое дело — если дать человеку, например, с ревматоидным артритом почувствовать, каким станет его мир через 5-10 лет, если он не будет пить таблетки, что ему будет сложно взять в руки стакан с водой, не расплескав ее. Проверено, в таком случае вероятность убедить его выполнять все назначения — намного выше. И такие продукты уже есть на рынке.
Впрочем, не всегда цель — запугать и убедить. Иногда задача — просто повысить осведомленность. По такому пути пошла компания GlaxoSmithKline в своей кампании “The Migraine Experience”. С помощью дополненной реальности родные и близкие тех, кто страдает мигренью, могли испытать схожие ощущения, включая слепые пятна, чувствительность к свету, головную боль и дезориентацию. А AbbVie использовала VR для повышения осведомленности медицинских работников о ежедневной борьбе пациентов, страдающих болезнью Паркинсона.
Клинические рекомендации на подходе
Технологии имеют большие перспективы внедрения в области социализации и реабилитации. Ученые Техасского университета в Далласе создали программу для людей с высокоактивной формой аутизма для работы над навыками социального поведения. При помощи VR аутисты попадают в смоделированные ситуации: это может быть собеседование при приеме на работу или разговор с коллегой о футбольном матче.
Не отстают и российские разработчики. Проект «Безграничная реальность» Самарского госмедуниверситета (СГМУ) и Самарской региональной общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом направлен на организацию курса реабилитации больных в специализированных центрах Самарской областной больницы им. В.Д. Середавина и СОРС, а также на обучение реабилитологов и педагогов.
С использованием VR ученые СГМУ также создали тренажер для реабилитации больных, перенесших инсульт. В основе разработки – стимулирование нейропластичности.
Центр НТИ по нейротехнологиям, VR/AR Дальневосточного федерального университета реализует программу реабилитации пациентов после инсульта и травм спины, с двигательными нарушениями различной этиологии, и тех, кто долгое время пролежал в коме.
Зимой этого года Союз реабилитологов России сообщил о том, что приступил к разработке клинических рекомендаций для использования дополненной и виртуальной реальности в медицине. Клинические испытания VR-решений будут проводиться в Национальном медико-хирургическом центре им. Н.И. Пирогова Минздрава России.
Моделирование внешности
Обширны сферы применения дополненной и виртуальной реальности в сфере эстетической стоматологии и хирургии, когда пациент может смоделировать конечный результат вмешательства и заблаговременно откорректировать его по своему вкусу.
Поистине потрясающие возможности предоставляет VR/AR офтальмологическим пациентам. Vivid Vision пытается лечить такие нарушения зрения, как амблиопия (ленивый глаз) и косоглазие (косоглазие), используя VR-гарнитуры. А нидерландская Envision совместно с Google предложила слепым и слабовидящим «говорящие» очки с камерой, которые помогают не только ориентироваться в пространстве, но и идентифицировать других людей, описывать, в какой обстановке человек находится.
К слову, подобный «проводник» может быть очень востребован и зрячими людьми. Бельгийская компания Poppr разработала продукт, благодаря которому беременная женщина может заранее пройти весь путь, который ей в будущем предстоит преодолеть в клинике во время родов. Как показали испытания, пациентки, которые протестировали «навигатор» и прошли «госпитальный квест» заблаговременно, чувствовали себя намного спокойнее и увереннее, когда наступал час «Х». Так что возможности VR/AR/MR в здравоохранении поистине безграничны.
Подготовила Екатерина Погонцева