Top 5 стартапов в здравоохранении, специализирующихся на виртуальной и дополненной реальности

Top 5 стартапов в здравоохранении, специализирующихся на виртуальной и дополненной реальности

04 Mar 2020
150
Прослушать

Благодаря тому, что технологии виртуальной (virtual reality, VR) и дополненной (augmented reality, AR) реальности становятся более доступными, они больше не используется только в видеоиграх. Разработчики нашли несколько применений виртуальной и дополненной реальности в здравоохранении, начиная с использования в качестве обучающего инструмента и заканчивая применением таких технологий в лечении пациентов.

Когда-то считавшаяся игровой платформой, технология виртуальной реальности была достаточно быстро внедрена в мир здравоохранения. Студенты-медики сегодня используют их для оттачивания своих хирургических навыков, а хирурги - для планирования сложных процедур. Некоторые специалисты изучают возможность применения таких систем для обезболивания. Химики сегодня надевают VR-очки, в которых они привыкли лучше визуализировать молекулы при разработке лекарств.

Пока это только ранний период для таких технологий в здравоохранении, но гарнитуры виртуальной и дополненной реальности вскоре могут попасть в операционные и клиники. Ниже мы перечислили несколько компаний-стартапов, которые нашли применение этой технологии в этой отрасли.

MindMaze (Швейцария)

MindMaze разрабатывает решения на базе виртуальной реальности для содействия нейрореабилитации после инсульта в больничных и домашних условиях. Решение компании MindMotion с использованием технологии виртуальной среды, помогает улучшить мотивацию пациентов и их вовлеченность в процесс восстановления. Оно также предоставляет медицинским работникам возможность проводить оптимизированную терапию в течение всего периода лечения пациента.

Система имеет версии для больничного и домашнего применения. В частности, предназначенная для ранней моторной реабилитации верхних конечностей, MindMotion PRO построена на принципах нейрореабилитации, основанных на фактических данных, и адаптирована под каждого пациента.

MindMotion GO - это геймифицированная система нейрореабилитации, разработанная для удовлетворения потребностей пользователей с учетом нейротерапевтического контекста. Система поставляется с большим разнообразием увлекательных упражнений, охватывающих различные части тела и функциональные задачи, чтобы удержать пациентов в тренировках дольше, увеличивая терапевтическую дозу и восстановительный потенциал.

Технология компании также уже использовалась для снятия фантомной боли при ампутированных конечностях.

Основанная нейробиологом и инженером Теджем Тади, компания взлетела до уровня "единорога"* в 2018 году, после закрытия раунда финансирования в 100 миллионов долларов. Компания заявила, что будет использовать новые фонды для выхода на новые рынки и начала исследования по использованию своих технологий для пациентов с болезнью Паркинсона.

Osso VR (США)

Программное обеспечение Osso VR предназначено для предоставления врачам виртуальной операционной. Osso VR позволяет учиться у ведущих экспертов со всего мира, не покидая своих больниц или учебных заведений. "Даже после многолетнего обучения в колледже и затем в ординатуре в среднем 30% выпускников все еще не могут работать самостоятельно", - говорит доктор Джастин Барад, генеральный директор Osso VR.

Osso VR комбинирует свою программу с VR-гарнитурами Oculus Rift для обучения хирургов и студентов-медиков ортопедическим процедурам. Доктор Барад, сам педиатрический хирург-ортопед, надеется, что это будет эффективным инструментом для более быстрого обучения хирургов, облегчающим освоение новых процедур в долгосрочной перспективе. Osso VR также дает оценку хирургическим навыкам пользователей, а ее клиенты используют технологию, позволяющую получить новых хирургов, достаточно квалифицированных для практического обучения.

К настоящему времени стартап уже получил финансирование в размере $2 млн от корпоративных инвесторов.

Osso VR сегодня используется в больницах в США, и вскоре такие системы получат хирурги в медицинских центрах в слаборазвитых странах, таких как Танзания, Камбоджа и Эфиопия.

Augmedics (Израиль)

Augmedics разработала решение xvision (XVS) для хирургической навигации на основе технологии дополненной реальности, которое предназначено для помощи хирургу во время процедур на позвоночнике, облегчая установку спинальных имплантатов, и, как говорят разработчики, может дать хирургам "рентгеновское зрение"

По словам представителей компании, это первая подобная система хирургической навигации, используемая в хирургии, которое получило официальное разрешение Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) на ее применение в клинической практике.

Система xvision включает в себя головное устройство с расположенным перед глазами прозрачным дисплеем, камерой и все элементы традиционной навигационной системы. Она точно определяет положение хирургических инструментов в режиме реального времени, после чего на данные компьютерной томографии пациента накладывается виртуальное изображение их траектории движения.

Затем с помощью гарнитуры трехмерные навигационные данные проецируются в глаза хирурга, позволяя ему одновременно смотреть на пациента и видеть навигационные данные, не отвлекая глаз на удаленный экран во время процедуры.

В ближайшее время Augmedics планирует исследовать дополнительные хирургические приложения для XVS, помимо хирургии позвоночника. В частности, компания собирается работать над приложениями в области хирургии головного мозга, реконструкции суставов и травматологической хирургии.

В 2017 году компания привлекла $8,3 млн от AO Invest, фирмы, которая инвестирует в ортопедические стартапы.

Surgical Theater (Израиль-США)

Это специализированная система для хирургов на базе технологии виртуальной реальности, созданная при участии бывших офицеров военно-воздушных сил Израиля. Surgical Theater позволяет нейрохирургам подготовиться к конкретным операциям примерно так, как летчики готовились к определенным миссиям. Система создает персонализированные карты для хирургов, используя данные компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии пациентов.

Система Surgical Theater состоит из трех частей. Первая часть Precision VR Viewer представляет собой средство, которое превращает обычные черно-белые двухмерные сканы пациентов (например, изображения КТ и МРТ) в интерактивную 3D модель, чтобы помочь пациентам и их семьям лучше понять заболевание и методы его лечения.

Вторая часть - это программа Surgical Planner, которая преобразует файлы двумерных изображений в VR-реконструкции для помощи нейрохирургам в планировании процедуры. С помощью VR-гарнитуры хирурги могут просматривать цифровую реконструкцию, изучать проблемные зоны под любым углом и разрабатывать персонализированный хирургический подход.

Третьей частью платформы является SNAP (Surgical Navigation Advanced Platform), которая интегрирует хирургический VR-план для конкретного пациента в существующую систему хирургической навигации в операционной. По словам разработчиков, детальная визуализация, сделанная SNAP, может привести к более точным хирургическим процедурам, которые могут защитить мозг и оптимизировать результаты лечения и сроки выздоровления пациента.

Области применения Precision VR, помимо нейрохирургии, включают операции на позвоночнике, носоглотке, грудной клетке, сердце и желудочно-кишечном тракте.

Surgical Theater в настоящее время уже продается в Израиле и Европе.

В 2015 году компания получила $9 млн для финансирования проекта от группы инвесторов во главе с HTC Corp.

XRHealth (США)

Система VRHealth предназначена для упрощения удаленного мониторинга пациентов и ухода за старыми и больными родственниками членами семьи.

Платформа поддерживает сбор медицинских данных в режиме реального времени и включает в себя процесс, в котором пациенты могут по своему выбору поделиться этими данными со своим врачом для более быстрой обратной связи или корректировки плана лечения. Приложения, входящие в состав решения, включают в себя упражнения, призванные стимулировать исполнительные функции мозга, память и когнитивные навыки, упражнения для шеи и методики, позволяющие снизить уровень боли.

Приложения уже сейчас можно загрузить в магазине приложений компании Oculus, а также через раздел "Health and Wellness" в программе виртуальной реальности Alcove, разработанной в Американской ассоциации пенсионеров.

В ближайшее время стартап откроет свою первую телемедицинскую клинику виртуальной реальности, которая предоставит пациентам доступ к VR-приложениям, предназначенным для помощи при стрессе, хронической боли и других заболеваниях. В то время как пациенты используют гарнитуры, клинический персонал может видеть, что они просматривают и регулировать настройки удаленно. Специфичный для VR-систем фактор погруженности может помочь некоторым пациентам лучше заниматься физическими упражнениями или проходить терапию. А, поскольку система предоставляет возможность передачи данных по типу телемедицины, появляются возможности для более надежного и эффективного дистанционного мониторинга.

XRHealth также управляет back-end, включая выставление счетов за страхование, и отправку медицинской организации и страховой компании отчета об использовании приложений. Компания говорит, что ее услуги покрываются большинством крупных страховых компаний в США.

* Статус "единорога" компания-стартап получает, когда ее капитализация превышает $1 млрд.