Телемедицина в системе «БАРС»

Телемедицина в системе «БАРС»

08 Apr 2020
671
Прослушать

Учитывая, что цифровая медицина готова решить несколько уникальных проблем, вызванных вспышкой COVID-19, многие разработчики телемедицинских технологий убеждены, что их проекты являются своевременным инструментом систем реагирования на вызов пандемии Coyid-19. Сегодня каждый телемедицинский проект несет возможность смягчить ожидаемое увеличение числа пострадавших от коронавируса.

Телемедицина вносит очень позитивный вклад в здравоохранение во время пандемии и используется для различных целей. Критически важно, что больницы быстро внедряют цифровое здравоохранение для лечения карантинных пациентов, инфицированных COVID-19.

Развертывая решения и программы удаленных врачебных консультаций, пациенты с хроническими заболеваниями могут получать помощь из дома, не посещая медицинские учреждения, что сводит к минимуму риск заражения вирусом.

О преимуществах телемедицинских технологий мы попросили рассказать генерального директора «БАРС Груп» Тимура Маратовича Ахмерова.

- Одно из преимуществ телемедицины на федеральном и региональном уровнях - решение вопросов оперативного привлечения высококвалифицированных врачебных кадров и профильных специалистов к оказанию консультативной помощи в территориально удаленных пунктах, где отсутствуют крупные, в том числе специализированные клиники.

Так, обычно, в небольших населенных пунктах работает только фельдшер, у которого могут возникать трудности при постановке диагноза, например, в части сердечно-сосудистой патологии. Благодаря телемедицине медработник среднего звена имеет возможность отправить имеющиеся материалы, например, результаты ЭКГ, для расшифровки и описания, получить результаты и консультативную, организационно-методическую поддержку от специалистов региональных и даже ведущих федеральных клиник. Высококвалифицированные коллеги помогут поставить диагноз, назначить лечение, скорректировать маршрутизацию пациента и в целом предотвратить ошибки при оказании медицинской помощи. Особую актуальность это приобретает в период сложной эпидемиологической обстановки.

Изначально сервисы для телемедицины, созданные вашей компанией и другими разработчиками были задуманы в целом как типовой отраслевой инструментарий, планировались как инструмент для коммуникации «Врач-Врач» в первую очередь на федеральном уровне, чтобы врачи смогли обращаться в ведущие Национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦ). Как происходило дальнейшее развитие?

- В дальнейшем, после апробации сервисов, наработки опыта оказания удаленной консультативной поддержки, а также увидев все преимущества технологии, потребность в ней почувствовали и регионы. На данный момент наш модуль «Телемедицина» внедрен в 4 субъектах РФ и охватывает более 330 медучреждений (47,5 тыс рабочих мест и 8,4 млн медицинских карт).

Реализовать в полном объёме механизм «врач-пациент» значительно сложнее, в том числе из-за отставания нормативно-правовой базы, нерешенности проблем аутентификации участников процесса, трудностей в определении перечня медицинских услуг, которые могут быть безопасно и качественно оказаны в таком формате.

Чем отличается ваш проект от аналогичных сервисов у ряда других коммерческих компаний?

- Модуль «телемедицина» подключается к государственной информационной системе субъекта РФ (ГИС СЗ РФ), благодаря этому врач имеет возможность, при необходимости, ознакомиться со всей имеющейся информацией о здоровье пациента, получить результаты исследований, посмотреть историю заболевания, установленные ранее диагнозы, что позволяет наиболее полно оценить состоянье здоровья пациента, выбрать правильную и обоснованную тактику при назначении дополнительных диагностических исследований, рекомендовать обоснованную схему лечения.

Мы создаем единое информационное пространство для врачей, так, если человек сдаёт анализы или проходит инструментальные исследования в одной больнице - результаты могут быть доступны врачам и в других медучреждениях региона и при необходимости прикреплены к заявке на телемедицинскую консультацию в учреждениях верхнего уровня.

Существенный плюс для пациента – ему не требуется ехать в центральную больницу без крайней необходимости, что экономит время и финансовые ресурсы, обеспечивает оперативное реагирование специалистов нужного профиля с необходимым уровнем подготовки.

Наш модуль для телемедицинских консультаций также используется для видеоконференций: специалисты могут читать и слушать лекции в рамках дистанционного обучения медицинских работников. Лекции сохраняются в архиве для повторного прослушивания.

В будущем есть возможность создавать и распространять лекции о профилактике и здоровом образе жизни, которые пациент сможет просматривать в личном кабинете на портале Госуслуг.

Как в вашей системе организован удаленный осмотр и постановка диагноза?

- Телемедицина становится востребованной в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации в России и в мире: в скором времени планируется устанавливать диагноз и назначать лечение дистанционно – недавно в Госдуму внесли соответствующий законопроект.

Пока консультации проходят только на основе уже проведенных анализов и первичного приема. В основном это вторичная консультация, имеющая целью скорректировать лечение или разъяснить пациенту результаты анализов и рекомендации. Первичный прием тоже возможен и часто используется, но без медицинских назначений, лишь в формате советов и рекомендаций в связи с тем, что пока врач не имеет возможности и законного права дать полную оценку состояния здоровья пациента и лишен возможности поставить диагноз. С развитием технологий удаленной диагностики и дистанционного мониторинга параметров организма пациента, возможности врача существенно расширятся, и его права, вероятно, получат нормативное закрепление в законодательстве.

 Какие проблемы телемедицины, на ваш взгляд, остаются нерешенными?

- Процесс развития телемедицины, по нашему мнению, тормозит и вопрос оплаты услуг. Законодательство в настоящее время не дает точного разъяснения, как тарифицировать и оплачивать телемедицинские услуги в разрезе разных источников финансирования. Сейчас телеконсультации в основном оказываются как дополнительные платные услуги. Чтобы организовать телемедицинский сервис в рамках ОМС, нужно окончательно описать, тарифицировать и методологически закрепить все этапы оказания телемедицинских услуг от уровня первичного приёма до направления на консультацию высокого уровня.

Существует и другая общая проблема: идентификация и аутентификация врача и пациента. В нашей системе пациент должен быть идентифицирован и авторизован через систему ЕСИА портала Государственных и муниципальных услуг, а врач должен быть верифицирован через федеральный регистр медработников.

Как организована работа с телемединским модулем в системе «БАРС»?

При оказании услуги работа врача системе происходит как при обычном приеме с использованием специализированного оконного интерфейса.

В обязательном порядке обеспечивается безопасность хранения и передачи данных, их конфиденциальность при оказании телемедицинской консультации. Пациенты дают согласие на использование персональных данных, авторизуются в системе. Все данные и видеозаписи хранятся в ЦОДе заказчика с обеспечением необходимого класса защиты.

Для врачей предусматривается обучение работе с нашей системой. Определяется круг ответственных в медорганизации, который сможет впоследствии обучать персонал в других медучреждениях оказывать телемедицинские консультации, проводить дистанционные консилиумы и читать лекции.

Также мы проводим обучение технического персонала медорганизаций, отвечающего за информационное обеспечение процесса оказания медицинской помощи.

Для решения любых возникающих дополнительных вопросов заказчик всегда может обратиться в «БАРС Груп», ознакомиться с руководствами, воспользоваться горячей линией и услугами специалистов службы технической поддержки.

Телемедицинский продукт «БАРС Груп» - очень гибкая платформа. Каждый регион и каждая больница может настроить систему в соответствии со своими потребностями: кому-то необходимо настроить только функцию «врач-врач», кому-то интересна функциональность «врач-пациент». Специальных доработок не требуется. Телемедицинский модуль глубоко интегрирован в функциональность модуля «Единая регистратура» для электронной записи пациентов.

 Информационные технологии развиваются и привносят новые методы коммуникации в нашу жизнь. Благодаря телемедицине становится меньше очередей, а врачи получают поддержку от более опытных коллег. Мы внимательно следим за развитием отрасли: сейчас, когда нарушение противоэпидемических требований может стать смертельно опасным - решения, основанные на оказании медицинских услуг с использованием систем удаленного доступа, необходимы как никогда ранее.

Материал подготовлен при поддержке пресс-службы компании «БАРС Груп»