Телемедицина в практике травматологов и ортопедов. Опыт специалистов из Центра Г.А. Илизарова
В рамках федерального проекта по рекомендации Президиума Научного совета Минздрава России на базе ФГБУ «РНЦ «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова» будет сформирован НМИЦ по профилю «травматология и ортопедия». Это решение было принято в последних числах декабря ушедшего года.
Национальный медицинский исследовательский центр — это наивысший статус для клиники. В числе задач — осуществление в первую очередь информационно-методического сопровождения региональных больниц, проведение телемедицинских консультаций, а так же внедрение инноваций и систем контроля качества медицинской помощи.
Современные технологии расширяют зоны стратегического влияния и ускоряют все процессы по обмену знаниями. У специалистов Центра есть не только научный и практический опыт работы в травматологии и ортопедии, но понимание, как организовать его широкую трансляцию с помощью телекоммуникаций.
В частности, этому способствует умение проводить научно-образовательные интернет-конференции как для врачей, так и для пациентов.
В активе клиники есть успешно проведенные телемедицинские конференции. Так, например, среди профессионалов имела широкий резонанс международная конференция, посвященная современным протоколам хирургического лечения и подходам к нестандартным ситуациям. Участники получили уникальную возможность в ходе-онлайн трансляции подискутировать с признанными во всем мире экспертами в лечении спондилолистезов. На видео-стену конференц-зала ГКБ 67 были выведены аудитории университетской клиники г. Лилль. Общение шло для каждой стороны участницы на родном языке с помощью синхронного перевода. В режиме реального времени в высокотехнологичной нейрохирургической операционной ГКБ 67 выполнялась операция, в ней применялись уникальные роботизированные и компьютеризированные хирургические системы, сочетание которых не имеет аналогов в мире.
Естественно и логично, что специалисты Центра проводят телеконсультации по медицинским документам, присланным по электронной почте. Как правило, для первой онлайн-встречи бывает достаточно выписки из истории болезни, нескольких рентгенограмм в динамике, фотографий области с видимой деформацией и результатов дополнительных анализов.
Интересен также опыт участия в интерактивных пациентских конференциях. Мероприятие, организованное общественными организациями, для страдающих церебральным параличом собрало свыше 700 участников. Эксперты клиники читали лекции и консультировали на протяжении всей видеотрансляции. Телемедицина в формате живой беседы специалистов, родителей и пациентов позволила на всероссийском и региональном уровне обсудить инновационные европейские методики работы с больными ДЦП.
Не менее продуктивен и важен навык дистанционной поддержки пациентов с последствиями повреждения позвоночника и спинного мозга. Речь идет о психологическом сопровождении в целях адаптации на всех этапах лечения, начиная со стационара и после выписки. В этом интерактивном проекте участвуют врачи и пациенты, которые уже адаптировались к последствиям спинальной травмы и ведут активный образ жизни. Например, Царьков Г. П. после травмы позвоночника стал чемпионом России по гонкам на спортивных инвалидных колясках, совершил восхождение на Северо-Американскую гору Мак Кинли и выпустил «Экспедиционный дневник», который подарил Курганскому центру со словами благодарности.
Для пациентов, находящихся в стационаре обеспечен бесплатный wi-fi доступ в интернет на скорости до 100 Mbit/сек, для чего в клинике был специально проложен волоконно-оптический канал связи. Одновременно в сети может пребывать более 500 человек. Для пациентов это является ежедневной необходимостью. Врачи рассматривают их общение с родными и друзьями как важную часть лечебного процесса.
Безусловно, подключение к wi-fi всех отделений больницы требуется и врачам для оперативного обмена информацией.
За год на лечение и реабилитацию в курганскую клинику поступает свыше двенадцати тысяч человек. Из инновационных разработок с применением дистанционного управления лечебным процессом хотелось бы в качестве примера привести опытные образцы автоматического компрессионно-дистракционного медицинского аппарата Илизарова.
Управление ими теперь может осуществляться дистанционно с использованием интернета. Отрабатывается технология обратной связи и контроля, ведется постоянная модернизация. Благодаря автоматизации системы создается очень высокая дробность растяжения костной ткани. Для дистракции устанавливаются микромоторы, растягивающие кость самостоятельно, ускоряя за счет большей дробности процесс растяжения в два раза.
Пациент может теперь покинуть клинику сразу после установки аппарата, лечиться и наблюдаться дистанционно. Уральские врачи по интернету могут следить за ходом удлинения конечностей у пациента в любой точке земного шара.
Перечисленное становится возможным и благодаря цифровым технологиям, таким как регулярное ведение структурированной электронной базы пациентов. Она обязательна в условиях постоянного увеличения объема информации и требуется для качественного анализа лечебной деятельности и оценки клинических результатов.