Телемедицина регионов. Уроки пандемии

Телемедицина регионов. Уроки пандемии

04 Aug 2022
400

Телемедицина, которая в России получила колоссальное развитие во время пандемии COVID-19, с улучшением эпидобстановки стала сдавать позиции. Сегодня формат пациент-врач использует скорее как средство помощи людям в экстренных ситуациях, а не как эффективный инструмент в ежедневной работе врачей. Один из ведущих в стране разработчиков телемедицинских систем ГК ХОСТ (“Медведь.Телемед”) провел опрос врачей и проанализировал собственную статистику, чтобы разобраться в ситуации и развенчать многочисленные мифы о телемедицине (ТМК).

Миф № 1. Covid-19 стимулировал развитие телемедицины

Региональные системы, разработанные на платформе «Медведь. Телемед» представлены в 14 регионах. Однако для чистоты эксперимента компания изучила статистику по трем регионам, где более двух лет активно используют телемедицину: Якутии, Тюменской и Оренбургской областям. Абсолютным лидером стала Республика Саха, где с 2018 года провели порядка 11 тыс. удаленных консультаций. На втором месте, с большим отрывом идет Оренбургская область (свыше 6 тыс. ТМК). Третье место у Тюменской области с 3 тыс. ТМК. 

В целом, статистика наглядно показывает, что если в начале эпидемии Covid-19 ТМК действительно были востребованы и стали реальным спасением для тысяч пациентов, оказавшихся в условиях прекращения и ограничения плановой медицинской помощи, самоизоляции, то в дальнейшем количество обращений к ней стало снижаться. 

Исключением является опыт Республики Саха (Якутия), которая после стабилизации эпидобстановки продолжила применять телемедицину, внедрив на своей территории “Облачную поликлинику” для контроля самочувствия пациентов с хроническими заболеваниями и из групп риска. По аналогичному пути сейчас идут многие зарубежные страны. В частности, США продлили действие правового режима, который позволит американцам пользоваться телемедициной по страховому полису после  окончания чрезвычайной ситуации.  

Миф №2 Пациенты хотят телемедицину

Как ни странно, в основном пациенты пассивны. Например, согласно статистике 2021 года лишь в 6-7% случаев жители Якутии и Оренбургской области выступали инициаторами телемедицинской консультации. Чаще всего идея провести ТМК принадлежит врачу. Исключением является Тюменская область, где свыше 60% обращений были инициированы больными.

Это связано с организацией консультаций, как удобно врачу, а не пациенту. Врачу удобнее самому планировать свой день, а не обрабатывать входящие запросы от пациентов. Например, в Тюменской области пациенты активно обращались в сервис “Только спросить”, который работал во время пандемии, но потом был закрыт.

Примечательно, что 53% врачей сами информируют пациентов о ТМК.

Миф №3 ТМК не разгружает врача и занимает столько же времени, сколько и очный визит

На самом деле, проведение консультации без видеосвязи занимает меньше времени. И регионы, которые давно работают с ТМК, это сразу поняли и чаще проводят консультирование только в виде текстовых сообщений.

Только 26% консультаций по ВКС инициируются врачом. Если предоставить выбор пациенту, то он чаще выбирает видео-формат. 

Время врача можно экономить и на этапе записи пациента на прием. В медицинских организациях, где информирование пациентов о ТМК делегировано регистратуре / колл-центру / рекламным каналам, количество удаленных консультаций больше. Передовые врачи проводят от 1 до 4 консультаций за смену. 

В результате врач избавлен от дополнительной нагрузки, при этом он тратит меньше времени на сбор анамнеза, что снижает риск профессионального выгорания – проблемы, обострившейся из-за пандемии. С другой стороны, пациенты меньше тратят времени на дорогу до врача, лучше готовятся к приему и, как следствие, больше удовлетворены работой медорганизации. 

Выходит, телемедицина может быть успешна и эффективна там, где уделяют внимание этому направлению, а не пускают его на самотек.

Миф №4 Врачам все равно, как консультировать, – лично или онлайн

Опрос ГК ХОСТ, в котором приняли участие без малого 100 врачей, показал, что у 30% из них нет отдельного тарифа на ТМК консультацию. То есть материальный стимул проводить эту работу у медиков отсутствует.

Квоты на ТМК также есть только в единичных регионах, в остальных - в лучшем случае телемедицина погружена в подушевой норматив ОМС.

Миф №5 Телемедицина вышла из серой зоны

Нормативно-правовая база, которая, как ожидалось, выведет телемедицину из тени, радикально не изменила ситуацию. Рамки легального заочного консультирования настолько узкие, что 63% врачей продолжают помогать пациентам при помощи незащищенных каналов связи: в мессенджерах WhatsApp / Viber / Telegram, просто по телефону. 

Проконтролировать качество и безопасность этой работы, гарантировать сохранность персональных данных не представляется возможным, как и привлечь врача к ответственности.

Миф №6 Телемедицина подходит всем нозологиям

Состав лидеров среди специальностей сильно отличается по регионам. Конечно, терапевты и педиатры входят в TOP-5 во всех субъектах, но при этом уникальный опыт использования ТМК есть у эпидемиологов в Якутии и акушеров-гинекологов (неонатологов) в Тюмени.

Есть интересные проекты по кардиологии, реабилитологии и эндокринологии, однако они не нашли широкого применения в масштабах страны. 

При этом онкологи в принципе не вошли в число лидеров, хотя использование телемедицины врачами этой специализации не следует недооценивать. Так, в США пациенты с онкологическими заболеваниями сообщили о высокой степени удовлетворенности телемедициной, позволяющей улучшить непрерывность лечения, улучшить связь и повысить приверженность лечению.

Все вышесказанное указывает на то, что следует внимательно изучить ситуацию с телемедициной во всех регионах России, взять на карандаш лучшие практики, рекомендовать их к широкому применению. Целесообразно было бы провести пилоты по отдельным нозологиям, чтобы максимально учесть их специфику. Активное внедрение технологии явно требует перестройки части организационных процессов: в частности, надо продумать, как целесообразнее встроить ТМК в график врача.