Телемедицина: региональная мозаика новостей

Телемедицина: региональная мозаика новостей

09 Jul 2021
169
Прослушать

Дистанционное восстановительное лечение после перенесенного коронавируса проходят пациенты больниц Югры

Дистанционный мониторинг пациентов, лечащихся от коронавируса на дому, показал свою эффективность во многих регионах России. Телемедицинские технологии справились со сложными задачами ведения больных, помогли врачам оперативно реагировать на все изменения в самочувствии больных и вовремя оказывать им помощь. Но опасная инфекция требовала и дальнейшего внимания медиков даже после выздоровления пациентов. Для выполнения этой задачи были опять привлечены возможности искусственного интеллекта.

В некоторых регионах России пришли к необходимости организации дистанционного наблюдения за реабилитацией пациентов, переболевших коронавирусом.  Такая работа была проделана и Ханты-Мансийском автономном округе. Здесь был создан  клинический лечебно-реабилитационный центр Ханты-Мансийского округа, который сразу же приступил к  дистанционному восстановительному лечению.

Опасность новой инфекции заключается в том, что она может принести серьезные осложнения, снизить физические возможности человека, ухудшить качество его жизни. Наблюдая подобные случаи, российские врачи пришли к выводу об обязательном прохождении реабилитационных мероприятий пациентам, переболевшим коронавирусом.

Сергей Игнатов, заместитель главврача по врачебной части, рассказал, что его учреждение оказывает услуги всем пациентам, проживающим от Москвы до Владивостока. Подобные услуги в России оказывают 7 медицинских центров. Они строят работу на интернет-платформе covidrehab.online. Здесь же пациенты могут записаться на бесплатный курс реабилитиции.

Телемедицинские технологии в реабилитации «COVID-REHAB» проект компании ООО «ТелеПат», генеральным директором которой является руководитель Ассоциации «НБМЗ» Борис Зингерман. Более подробно узнать об этом проекте вы можете из его выступления на онлайн-конференции «Больницы будущего: важность навыков цифровой трансформации».

Специалисты центра проанализируют предоставленную в электронном виде меддокументацию пациента, назначат реабилитационную программу, определят проблемы, которые нужно исправить.

Затем с пациентом начинают работать профессиональные инструкторы-реабилитологи, которые при помощи программы Zoom в онлайн-режиме ведут групповые уроки по следующим направлениям:

  • лечебная физкультура;
  • дыхательная гимнастика;
  • психотерапия;
  • арт-терапия и трудотерапия, позволяющие проводить коррекцию ментальных и неврологических нарушений;
  • обучение дренажной дыхательной технике пациентов, у которых наблюдается повышенное образование мокроты;
  • рекомендации, касающиеся восстановления микрофлоры кишечника и в целом организации питания;
  • немедикаментозные методы, позволяющие восстановить здоровье после перенесенного COVID-19.

Проводя эти занятия, инструкторы получают обратную связь от пациентов в виде их отзывов, жалоб, обсуждений.  Реабилитологи следят за самочувствием пациента и фиксируют динамику его показателей. При угрозе  осложнений, которые бывают после этой опасной инфекции  в постгоспитальный период, принимают оперативные меры: организуют визит врача на дом или вызывают скорую для экстренной госпитализации больного в стационар.

Для подключения к реабилитационному курсу пользователю нужно иметь только устройство с камерой и микрофоном. Это не какая-то специальная аппаратура.  Для работы подходит мобильный телефон, компьютер и планшет, с интернет-доступом  и имеющие на этом устройстве e-mail.

Самыми  главными  проблемами пациентов, перенесших ковидную пневмонию, Сергей Игнатов называет следующие:

  1. сохраняющаяся длительное время одышка;
  2. слабость;
  3. снижение комфорта от физнагрузок, когда человеку реально тяжело выполнять обычные бытовые действия — подъем по лестнице, визит в магазин, необходимость нести сумку с продуктами, сделать уборку по дому, исполнять свои обычные профессиональные обязанности на рабочем месте.

Пациент становится эпидемиологически не опасным для окружающих, когда тест на COVID-2019 показывает отрицательный результат. Но, чтобы не допустить снижения его качества жизни, не утратить имеющиеся до болезни физические возможности, необходимо провести реабилитацию.  Причем, начинать заниматься надо как можно раньше.

В Ханты-Мансийском автономном округе семь медицинских центров проводят очную реабилитацию для жителей региона, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Такие услуги можно получить в больницах следующих городов и поседений:

  • Урай;
  • Ханты-Мансийск;
  • Пыть-Ях;
  • Сургут;
  • Лангепас;
  • Нижневартовск.

Седьмым реабилитационным центром стал санаторий «Юган» в Нефтеюганске Здесь принимают пациентов с проживанием на базе санатория. В «Югане» проводится санаторно-курортный этап медреабилитации пациентов. Чтобы попасть на восстановительное лечение, пациент должен взять направление от  своего лечащего врача или заведующего поликлиникой по месту жительства.

Ковид под наблюдением: в Сыктывкаре  организован онлайн-мониторинг пациентов с COViD-19

Медицинские сервисы СберЗдоровья находят широкое применение в различных регионах страны. Так, в Республике Коми начал свою работу медицинский сервис, с помощью которого организуется дистанционный мониторинг здоровья жителей с подтвержденным диагнозом COViD-19 или подозрением на инфекцию.

Проект внедрялся при организационной поддержке Министерства здравоохранения Республики.

Площадкой для испытаний нового проекта была выбрана ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская поликлиника №3».

Владимиром Уйба, главой Республики Коми, высказана уверенность в том, что работа нового сервиса полезна и перспективна для дальнейшего развития республиканской системы здравоохранения. Он позволяет расширить спектр оказываемых медицинских услуг, а для пациентов создает удобные условия для получения дистанционной медицинской помощи.

Среди инструментов сервиса такие удобные функции, как ведение пациентом дневника здоровья, телемедицинские консультации, общение с врачом в чате или по видеосвязи.

Применение новой цифровой технологии оказало огромную помощь в борьбе с коронавирусной инфекцией. Дистанционный формат предоставляемых медицинских услуг позволил существенно ограничить распространение коронавируса, так как избавил пациентов от физических контактов с врачом и другими людьми при походе в поликлинику. Одновременно с этим пациенты не чувствовали себя брошенными. Это тоже заслуга новой технологии, с помощью которой был организован дистанционный мониторинг за жителями региона, проходящими лечение от коронавируса на дому. 

В регионе принят следующий алгоритм действий. Если к врачу обращается пациент с COViD-19, ему предлагают установить специальное приложение или авторизоваться на сайте https://tm.sberhealth.ru/komicovid. С помощью этих инструментов врачи смогут вести за ним дистанционное наблюдение.

В установленное приложение пользователь может заносить в «Дневник здоровья»  следующие показатели состояния своего самочувствия:

  • температура тела:
  • артериальное давление;
  • сердечный пульс и др.

Каждый день пользователю будет звонить робот. Пациент сможет продиктовать  ему свои измерения. Информация в  «Дневнике здоровья»  открыта для доступа лечащего врача. Он может в режиме онлайн увидеть, как себя чувствует пациент на основе записанных или переданных через робота показателей. При изменении параметров врач оперативно отреагирует. Он свяжется с больным для консультации, проведет дистанционное общение, внесет корректировки в назначенную терапию. В острых случаях будет организован визит доктора к больному или вызвана скорая помощь для госпитализации пациента. 

Борис Александров, и. о. министра здравоохранения Республики Коми, уверен, что дистанционный мониторинг в период пандемии коронавируса позволит решить вопросы медицинского сопровождения коронавирусных больных, оперативно оказать им медицинскую помощь без физического посещения поликлиники.

Cегодня уже невозможно представить себе эффективную работу системы здравоохранения без применения инновационных медицинских технологий.

Важнейшим стратегическим направлением цифровизации медицины является внедрение телемедицинских услуг. Благодаря совместной работе Сбера с правительством Республики Коми жители региона имеют бесплатную качественную медицинскую помощь в дистанционном формате, их консультируют ведущие специалисты региона, каждый житель отдаленного региона имеет возможность получить квалифицированные медицинские услуги, не выезжая из дома. 

Беременные мамы из Марий Эл проходят онлайн-школу по телефону

Здоровью беременных и родивших женщин уделяется пристальное внимание. От того, как чувствуют себя мамы, будет во многом зависеть здоровье младенца. А хорошая психологическая атмосфера в семье создаст ребенку необходимые условия для гармоничного роста и развития.

В Марий Эл недавно начала работу «Республиканская онлайн-школа беременных родителей». Создатели этого проекта логично рассудили, что  основным источником информации для молодых людей сегодня являются социальные сети и мессенджеры. Значит, уроки школы также должны проходить на этих площадках. Тем более, что смартфоны есть почти у всех жителей, молодых – тем более. И доступ к информации через смартфон является для современных людей самым удобным и доступным.

Исходя из этих соображений разработчики онлайн-школы создали для нее чат-боты в мессенджерах Viber и Telegram, а также в соцсети ВКонтакте.

Пользование этими инструментами удобно и с экономической точки зрения. У всех операторов сотовой связи в большинстве тарифных планов заложены большие объемы трафика на  использование соцсетей  и некоторых мессенджеров. Весь пакет, как правило, пользователи не успевают  расходовать. Поэтому даже при нулевом или отрицательном балансе на сим-карте абонент будет иметь доступ к мессенджерам и соцсетям.

Беременные женщины республики теперь могут заниматься в онлайн-школе с помощью смартфона.

В системе здравоохранения республики использование чат-ботов стало первым опытом дистанционного общения с пользователями. Результаты этого эксперимента оказались положительными, и в планах республиканского минздрава – распространить опыт на другие площадки. Так, сегодня уже началась разработка  чат-ботов для первой женской консультации поликлиники Йошкар-Олы, затем планируется  масштабирование применения чат-ботов во всех медучреждениях республики.

Этот проект является практическим воплощением  поручений Президента России Владимира Путина Правительству РФ о развитии цифровой медицины,  расширения практики применения систем обработки данных в соцсфере. При этом Президент особо указывал на необходимость расширения применения чат-ботов в соцсфере, преимущественно  в медицинской отрасли.

Пациенты Рязанского кардиологического диспансера могут получать телемедицинскую помощь

Первым ответом на угрозу развития пандемии стала организация во многих регионах России телемедицинских центров. Они оказывали универсальные услуги, а консультировали в них врачи общей практики – терапевты, педиатры.

Но потребность в дистанционной помощи узких специалистов привела к созданию телемедицинских центров на базе профильных клиник.

Так, на базе Рязанского областного кардиодиспансера начал работу Центр телемедицины, в котором ведущие кардиологи консультируют врачей других медучреждений региона. В круглосуточном режиме телемедицинские консультации проводятся при экстренных случаях – коллеги из области могут рассчитывать на помощь ведущих кардиологов в любое время суток, без перерывов и выходных. Центр предоставляет  и плановые телемедицинские консультации.

Для принятия более точного врачебного решения специалистам кардиодиспансера нужна полная информация о пациенте. Медицинскую документацию им пересылают в электронном виде. И врачи диспансера перед консультацией знакомятся с выписками из медкарты пациента, результатами его исследований и анализов. Особенно важны данные рентгеновских исследований и ЭКГ. Проанализировав всю поступившую информацию о пациенте, врач телемедицинского центра дает рекомендации коллегам для лечения человека на месте или определяет показания к его  госпитализации в областной кардиодиспансер.

Александр Данилов, главный врач диспансера, рассказал, что работа центра началась еще в 2017 году. Но в то время можно было с помощью телемедицинских технологий лишь передавать кардиограммы из районных больниц и скорой помощи. Сегодня стало возможным  системное взаимодействие с каждым межрайонным сосудистым центром. Это позволяет выработать тактику лечения больных.  В тяжелых случаях кардиоцентр принимает больных к себе на лечение, при возможности лечения по месту жительства областные врачи консультируют районных коллег и дают рекомендации эффективных методик лечения.

В свою очередь, специалисты областного кардиодиспансера имеют возможность посоветоваться в дистанционном режиме со своим коллегами из ведущих федеральных центров. Такие телемедицинские консультации проходят регулярно, по два раза в неделю. Еще один эффективный инструмент – виртуальные обходы – стал возможен для применения в клинической практике благодаря внедрению новой телемедицинской технологии.

Важную роль телемедицинский центр сыграл в период обострения пандемии коронавируса. Когда кардиоцентр вынужден был сократить плановые приемы из-за угрозы распространения опасной инфекции,  оказание помощи пациентам стало возможным в дистанционном режиме, благодаря работе телемедицинского центра.

Сегодня расширяется спектр возможностей телемедицинского обслуживания жителей Рязанской области. Так, в телемедицинском центре планируется  внедрение модулей, с помощью которых врач сможет на амбулаторном этапе дистанционно контролировать состояние пациента.  Это даст возможность следить за показателями здоровья пациента, оперативно принимать меры при ухудшении показателей самочувствия, направлять больного на лечение в стационар при необходимости. Ежедневный мониторинг особенно важен для кардиологических больных, так как изменения  в состоянии их здоровья происходят мгновенно и требуют также мгновенного  медицинского реагирования.

Источник: региональные СМИ