Телемедицина не подходит для многих пациентов старше 65 лет
В последние несколько месяцев в связи с коронавирусной пандемией популярность телемедицины сильно возросла. Технология становится не только более распространенной, но и постоянно используемой. Особенно это касается развитых стран, где эти методы практикуются уже в течение нескольких последних лет. Мы уже писали о многочисленных фактах, свидетельствующих о том, что обращение к таким услугам резко возросло в последние месяцы, когда доступ к традиционным методам оказания медицинских услуг был ограничен. Но, хотя новые услуги могут быть более доступными, остается вопрос о том, все ли готовы к таким переменам.
Новое исследование, опубликованное в JAMA, предупреждает, что телемедицина может быть пригодна не для всех.
Исследование, в котором рассматривались данные взрослых людей в возрасте старше 65 лет, показало, что более трети таких людей в США не готовы к видео-общению с врачом. И это связано с многочисленными трудностями, с которыми, как правило, сталкиваются пожилые люди, начиная от проблем со слухом и заканчивая техническими проблемами.
Авторы исследования отмечают:
Хотя многие пожилые люди готовы и способны научиться пользоваться телемедициной, система здравоохранения должна признать, что для некоторых, например, страдающих слабоумием и социальной изоляцией, личные посещения уже являются сложными, и телемедицина может оказаться невозможной. Для таких пациентов крайне важны клинические и гериатрические модели лечения, такие как посещение на дому.
Как отмечается в исследовании, 38% из 13 миллионов пожилых людей в США не готовы к виртуальным визитам, в основном из-за неопытности в области технологий. Эта цифра уменьшилась до 32%, если бы им была оказана социальная поддержка в организации звонка.
Телефонные визиты также представляют собой проблему для примерно 20% людей старше 65 лет, которые в значительной степени объясняют эту сложность проблемами со слухом.
Отметим, что в России ситуация еще более сложная, поскольку не только большинство пенсионеров, доля которых существенно большее, чем 38%, не владеет соответствующими технологиями и навыками, но и сама сфера телемедицины пока не развита. До сих пор, в частности, не определены правила оплаты таких услуг и люди не могут использовать ресурсы государственной системы медицинского страхования, а вынуждены платить из своего кармана, что сложно для большинства пожилых людей. Существует еще ряд других нерешенных проблем, но мы здесь не будем их обсуждать.
Американские ученые провели это перекрестное исследование с использованием данных Национального исследования здоровья и тенденций старения 2018 года, в рамках которого опрашивались люди в возрасте старше 65 лет, получавшие медицинское обслуживание с помощью государственной программы медицинского страхования Medicare.
В своем проекте ученые определили маркеры, которые сделали этих пациентов неготовыми к использованию телемедицины. Эти маркеры включали в себя трудности со слухом по телефону, даже со слуховыми аппаратами; проблемы с речью или с пониманием; подозрение на слабоумие; визуальные трудности; отсутствие доступа к устройству, подключенному к Интернету; и отказ от использования электронной почты, текстов или Интернета в течение месяца.
Всего в исследование были опрошены 4525 пожилых людей. Из них 43% составляли мужчины и 57% - женщины. Средний возраст составил 79,6 года. Большинство участников были белыми (69%), а также чернокожими (21%) и латиноамериканцами (6%). Четыре процента были идентифицированы как "другие", в число которых входили американские индейцы, азиаты гавайского происхождения и др.