Телемедицина и предрейсовые осмотры
В транспортной отрасли России накоплен положительный опыт обязательных предрейсовых медицинских осмотров. Такие требования неукоснительно выполняются на крупных предприятиях общественного транспорта и грузоперевозок, на железной дороге, в метро, на воздушном, речном и морском транспорте. Но никаких законодательных норм для медицинских предрейсовых осмотров для отраслей такси и каршеринга в России не предусмотрено.
Вместе с тем, аварийность среди водителей такси и автомобилей каршеринга остается высокой и имеет тенденцию к увеличению. Об этом могут свидетельствовать жители всех регионов страны.
Возможно, причиной высокой аварийности связаны с тем, что современные компании такси-услуг не обязываются проведением обязательных предрейсовых медицинских осмотров своих водителей. Также сегодня нет законодательного требования проверки здоровья людей, берущих автомобили на прокат в каршеринговых фирмах.
Водителей такси и машин каршеринга предложили осматривать перед поездкой с помощью телемедицинских технологий
Депутаты Государственной Думы, проанализировав причины аварий с участием такси и машин каршеринга, выслушав мнение представителей транспортной отрасли и ГИБДД, пришли к выводу об обязательности проверок здоровья водителей данных категорий автомобилей. Такие проверки можно организовать на основе технологий телемедицины. Специалисты уверены, что контроль за состоянием здоровья водителей предотвратит выезд на маршрут заболевших и ослабленных людей. Таким образом снизится риск аварийных ситуаций, а значит и количество ДТП.
Вопросы о введении телемедицинского предрейсового осмотра для водителей такси и машин каршеринга депутаты обсудили на «круглом столе», организованном партией «Единая Россия».
Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, считает, что телемедицинские технологии медосмотров несложно применить на практике. Водители и медики могут общаться в режиме сеанса видеосвязи. Вся информация о состоянии здоровья водителей может собираться в единую информационную базу.
Если врач увидел, что состояние водителя, основные параметры его здоровья не соответствуют нормам, то он имеет право дистанционно блокировать доступ больного человека к управлению автомобилем. Блокировка доступа к автомобилю может быть применена врачом также в таких случаях, когда медик устанавливает состояние алкогольного, наркотического опьянения и другие неприемлемые для соблюдения дорожной безопасности параметры водителя.
Аналогичная система телемедицинского осмотра может быть организована и при передаче автомобилей на прокат в фирмах каршеринга. Телемедицинский предрейсовый осмотр избавит участников движения от рисков встречи с неадекватным поведением на дороге нездорового водителя. Это освободит патрульные машины ГИБДД от необходимости погони за нарушителями.
Необходимость законодательного решения о введении дистанционного медосмотра не вызвала сомнений у участников круглого стола. Депутаты Государственной Думы уже получили на рассмотрение проект поправок в Трудовой кодекс о введении телемедицинских технологий для охраны труда.
Игорь Афонский, заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству, уверен, что принятие этого закона необходимо ускорить. Для транспортных компаний новый закон не принесет организационных или финансовых накладок. Напротив, он выгоден им, так как телемедицинские осмотры снизят количество и тяжесть аварий, а значит, сохранят жизнь и здоровье работников и клиентов компании.
Компании не понесут дополнительных расходов на компенсацию нанесенного по вине их водителя ущерба здоровью клиента или за смертельные исходы при ДТП. Снижение аварийности сохранит материально-технические активы предприятий, сами автомобилизапчасти и др. Расходы на ремонт автомобилей также сокращаются при снижении аварийных ситуаций.
Участники круглого стола внесли дополнение в идею законопроекта. Они предложили фактор обязательности направления водителя на медицинский осмотр, если при дистанционном осмотре медик обнаружил отклонения параметров состояния здоровья или признаки употребления алкоголя.
Участники заседания едины АО в мнении о том, что профилактический медицинский осмотр водители должны проходить каждые полгода. Для проведения телемедицинских осмотров Минздрав России должен разработать и утвердить порядок проведения медосмотра с применением телемедицинских технологий.
Однако сами правила осмотров должны быть пересмотрены и ужесточены
Необходимость законодательного ужесточения правил предрейсовых осмотров водителей в России назрела давно. Об этом свидетельствует динамика аварийности на дорогах.
Многие компании-новички не имеют достаточного опыта за контролем самочувствия своих работников перед рейсом, некоторые транспортники освобождены от обязательных медицинских осмотров водителей.
В результате на российских дорогах происходят ДТП, виновники которых часто становятся уставшие, внезапно заболевшие или уснувшие за рулем водители.
К перевозке пассажиров или грузов порой допускаются водители, имеющие опасные хронические заболевания, при которых вождение категорически запрещено.
Вместе с тем не все бизнес-струкутры могут справиться с расходами и масштабами организации классической системы медосвидетельствования. Но инновационные технологии телемедицины могут помочь организовать предрейсовые осмотры водителей на любых малых предприятиях. Поэтому в России остро встал вопрос о законодательном разрешении применения цифровых технологий в системе медосвидетельствования водителей.
Свои предложения об организации медицинских осмотров с применением инновационных телемедицинских технологий направили депутатам Государственной Думы представители различных ведомств страны:
- Министерства здравоохранения России;
- транспортных компаний;
- экспертов транспортной отрасли;
- юридического сообщества и др.
Эти предложения Дума рассмотрит в ближайшее время и до конца 2021 года примет решение о возможности применения в России телемедицинских технологий при проведении обязательных медицинских осмотров водителей.
- Телемедицина позволяет ускорить время прохождения медосмотров, повысить их качество.
- Новые технологии освобождают транспортные предприятия об больших расходов на организацию и содержание системы медосмотров, экономят ресурсы компаний.
- Дистанционный формат удобен для водителей, которым не требуется посещать лично медика и терять много времени в очередях на прохождение осмотра.
- Телемедицинские сервисы проводят дистанционную оценку состояния водителя с высокой точностью и оперативностью.
- Машину невозможно ни обмануть, ни уговорить, если она заметила отклонение от нормативных значений в показателях самочувствия водителя. Такой работник будет автоматически отстранен от выхода в рейс, а в экстренных случаях сервис вызовет к нему врача или скорую помощь.
Особенно важно применение таких точных телемедицинских технологий при медосмотрах водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров. От самочувствия водителя в этом случае зависит здоровье и жизнь многих людей.
Многие крупные транспортные предприятия России поддерживают принятие закона о дистанционных телемедицинских осмотрах водителей. Так, руководители и работники Мосгортранса уверены, что новый формат медосмотров поможет сократить затраты, избавиться от лишней бумажной работы, сделает процесс прохождения медосмотра для водителей более комфортным.
Дмитрий Ермазаев, директор филиала «Служба информационных технологий и связи» Мосгортранса, напомнил, что компания с 2019 года реализует пилотный проект на базе двух филиалах. Применение инновационной телемедицинской технологии позволяет проводить медосвидетельствование более двух тысяч водителей в день и оперативно выпускать их на линию при соответствии нормативам показателей их здоровья. В течение двух лет было проведено уже более полумиллиона дистанционных осмотров.
А пока можно отметить, что Московские водители уже оценили удобство телемедицинских форматов при прохождении предрейсовых осмотров и ратуют за повсеместное внедрение онлайн-осмотров.