Телемедфорум 2023 в Сколково. Пленарная сессия

04 Dec 2023
370

Кирилл Каем: «Прежде чем думать о будущем, надо обеспечить настоящее»

СМОТРЕТЬ ПЛЕНАРНУЮ СЕССИЮ

На прошедшем 1 декабря в Технопарке Сколково IX Телемедфоурме между регулятором и ключевыми действующими лицами в здравоохранении наметился консенсус по поводу того, что масштабное распространение новых навыков и компетенций, а также массовое психологическое принятие информационных технологий – это то, без чего не произойдет перехода в «новый дивный мир». Но распространение знаний, переобучение практикующих специалистов и формирование нового типа врача требует существенного времени, это означает, что должна быть дорожная карта с четкими указаниями: кто и как именно будет «перепрошивать» кадры.

Базу для подобных решений подготовила МШУ СКОЛКОВО, директор которой - Марина Велданова - представила на форуме результаты масштабного исследования цифровых компетенций медицинских сотрудников. Сотрудники МШУ проанализировали по определенному набору ключевых слов открытые данные и сделали библиометрический анализ по базе Scopus (1348 статей, и которых 141 статья глубоко). Также в основу исследования легли интервью ведущих экспертов и регуляторов отрасли - онлайн опрос был сделан по 18036 специалистам базы НМО.

Задача исследования была выяснить драйверы и барьеры на пути масштабного применения цифровых инструментов по всей стране и выяснить распространение отдельных технологий, а также отношение к ним практикующих специалистов. Вот эти темы:

  • Использование электронных карт
  • Использование МИС для рецептов
  • Дистанционное консультирование
  • Использование интернета в работе

Основной вывод исследователей нельзя назвать неожиданным, но теперь гипотеза о том, что без глубокого детального кастомизированного обучения невозможно получить тот эффект от цифровизации, на который делают ставку власти, подкреплена серьезными данными. Полностью исследование доступно здесь.

То, что пришел момент, когда распространение цифровых инструментов затрагивает каждого медработника и требует от него перестроиться в Минздраве хорошо понимают: сегодня все государственные медорганизации подключены к интернету по защищённым каналам связи, все имеют МИС и объем накопленных данных растет быстро. В этом году отрасль перешагнет цифру 1 млрд медицинских цифровых документов (юридически значимых). Впереди цифра в 10 млрд, это уровень, который будет характеризовать высокую степень цифровой зрелости. И хотя явного ответа на вопрос зачем такой объем данных и что с ними уже можно делать, а главное как это влияет на качество медицинской помощи спикеры пленарной сессии не дали, однако вывод о том, что базовая инфраструктура в государственном сегменте здравоохранения создана и ее теперь можно насыщать различными сервисами, которые как раз и будут менять рутинные практики, из уст замминистра здравоохранения Павла Пугачева выглядит довольно оптимистично:

Мы также анализировали количество врачей, которые подписывают документы электронной подписью — за год процесс вошел в ежедневную практику медработников. Этот процесс достаточно сложный, поэтому у сотрудников должна быть мотивация работать в цифровой системе. Хотелось бы отметить важный момент — не нужно ждать глобальную цифровизацию, нынешняя инфраструктура уже сейчас позволяет внедрять новые технологии. Например, на сегодняшний день уже 80 регионов России справились с задачей по внедрению программных решений с ИИ.

Очевидно, что эта задача поставлена как на ближайшее время, так и на среднесрочную перспективу, потому что период между пилотом и масштабированием инновации на всю страну – долгий. Так Москва, при всей своей «продвинутости» в технологиях только в этом году смогла сделать полностью безбумажный стационар. Не только в медицинских организациях происходит отказ от бумаги, цифровизуется и межведомственное взаимодействие: медсправки на оружие полностью в цифровом виде передаются Росгвардии с возможностью отозвать эту справку, если выявлены противопоказания, также взаимодействие между ведомствами при освидетельствовании инвалидов происходит исключительно в электронном виде. Однако настоящий прорыв, который существенно повлияет на сами процессы оказания услуг и результаты оказания медицинской помощи, скорее всего будет происходить в сегменте цифровых данных и работе с ними сервисов с применением искусственного интеллекта. Власти в данной теме используют, в том числе и административный ресурс: в 23 году регионы должны были реализовать по одному проекту, а в следующем году KPI – 3 проекта. Скорее всего в правительстве нет иллюзий, что это даст видимые через статданные результаты по чувствительным для них показателям: продолжительность жизни, детская смертность и пр.., но Минздрав и МинЦифры сейчас решают другую задачу – мотивировать разработчиков вкладывать и экспериментировать за свой счет, в расчете на то, что качественный продукт найдет своего заказчика, если под это подведено государственное финансирование. Опыт цифровой трансформации радиологии в Москве показывает одну из возможных схем трансфера инноваций, разработанных коммерческими компаниями, в госсектор медицины.

Для поддержания энтузиазма, который есть у части российских производителей софта, в том числе тех, кто еще не делает продуктов для медицины, в министерствах идет работа по подготовке изменений в законодательство, которые установят определенные правила использования обезличенных данных без согласия пациента, что сегодня пока прямо запрещено законом.

Необходимы будут изменения как нормативные, так и в клинические рекомендации в тех нозологиях, где сегодня проходит единственный масштабный проект по внедрению дистанционного мониторинга – Персональные Медицинские Помощники (ПМП), который профинансирован за счет госбюджета через грант Фонда «Сколково». По словам генерального директора ФГБУ «НМИЦК им. ак. Е.И. Чазова» Сергея Бойцова первые результаты дистанционного мониторинга (7 тыс. приборов передают данные из 6 российских регионов) показывают, что открытий будет много. В следующем году будет одновременно мониторироваться 25 тыс. пациентов из 8 регионов и второй год должен закончиться не только серьезными научными исследованиями, которые могут принципиально изменить отдельные подходы в лечении гипертонии, но и созданием ряда специализированных СППВР, без которых первичное звено в принципе не способно будет основываясь на данных мониторинга гибко подбирать терапию и добиваться значимых результатов в статистике по ССЗ.

Еще сложнее предстоит путь сближения систем здравоохранения разных стран в рамках СНГ. Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного Комитета СНГ Михаил Мыскин отметил, что трансграничное оказание телемедицинских услуг, а также экспорт-импорт инновационных решений наталкивается в первую очередь на нормативные различия, во-вторых, на существенную разницу в цифровой зрелости. Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково» Кирилл Каем, в свою очередь, предложил обсудить идею апробации разработок в тех странах, где легче вход на рынок, чем в России. Ускорение процессов внедрения и получение первых статистически значимых данных по результатам внедрения на других рынках позволит российским производителям и внутри страны двигаться быстрее.

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова без скепсиса, но с трезвым отношением к решению глубинных проблем в российском здравоохранении только за счет инноваций ратует за увеличения финансирования всей системы, потому что резервов в ней для покупки и 1, и уж тем более 3 продуктов на базе ИИ просто нет. Внедрять же, по ее мнению, нужно в первую очередь те технологии, которые позволяют врачу накапливать новые знания и усиливать компетенции и такие технологии есть. Доступ к самым актуальным знаниям «за пределами клинических рекомендаций» при постановке диагноза и назначении лечения индивидуально для каждого пациента – такую задачу Гузель Улумбекова видит, как самую приоритетную.

С другой стороны на слона смотрит представитель крупнейшего объединения IT-компаний в стране Валентин Макаров (Ассоциации разработчиков отечественного программного обеспечения РУССОФТ) и считает, что даже в условиях недофинансирования и дефицита медицинских специалистов необходимо продолжать тратить деньги на инновации, иначе мы останемся на обочине стратегического перехода к новому технологическому укладу. Чтобы этого не произошло, «надо действовать экстраординарно, оперативно и мужественно». Пока российские компании делают это в основном за свой счет, но должен наступить момент, когда тарифы ОМС и другие схемы финансирования смогут окупить такие инвестиции.

Но есть не только финансовые, но и организационные барьеры, которые необходимо преодолевать. И это требует другого отношения ко времени, конкурируя на глобальном рынке необходимо быстрее договариваться с другими странами о сближении правил, о стандартизации, о снижении стоимости и времени входа на локальный рынок. Валентин Макаров уверен, что проработав механики взаимодействия на опыте работы российско-индийской рабочей группы по внедрению и стандартизации искусственного интеллекта российские разработчики смогут предложить аналогичную схему странам-членам БРИКС.

Тем более, что многие российские разработчики в теме искусственного интеллекта уже несколько лет обучают свои нейронные сети на основе больших массивов данных и имеют доказательный уровень безошибочности в выявлении определенных патологий. Заместитель директора по перспективному развитию Центра Диагностики и Телемедицины г. Москвы Игорь Шулькин поделился последними данными работы «московского эксперимента», который начался в 2020 года с перестройки процессов в рентгенологии, в итоге сегодня в поликлиниках исследования выполняют лаборанты, а врачи его описывают, работая в Центре диагностики и телемедицины Москвы и дефицит кадров решен без увеличения штата. По его данным спустя 4 года 60 сервисов разных компаний работают по анализу медицинских изображений по 30 клиническим направлениям, а в 150 медицинских организациях Москвы врачи пользуются сервисами искусственного интеллекта. Сейчас и врачам-клиницистам доступны результаты 25 компаний-участников (21 - российские). Они появились благодаря грантовой поддержке Правительства Москвы. На сегодняшний день обрабатываются все основные модальности лучевой диагностики и за короткий промежуток времени врачи поменяли отношение к сервисам с ИИ с резко негативного, на отчетливо позитивный.

Следующая задача - покрыть наиболее часто выполняемые исследования в Москве для выявления наиболее распространенных патологий. Дальше будет расширение на детские исследования. Ну и амбициозный проект на 2024 год — это внедрение автономного искусственного интеллекта для интерпретации в части лучевых исследований в профилактических исследованиях органов грудной клетки, флюорографии. Огромное количество таких исследований в стране, больше 1 млн. каждый год. При этом доля патологических изменений на этих исследованиях меньше 1%, остальное — это норма. Врачи тратят много времени на просмотр снимков здоровых людей и в какой-то момент на снимке с патологией ее просто не увидят. В этом году уже прошел пилот, который позволил оценить в конкретных процентах такую профессиональную «слепоту», которая не говорит о низкой квалификации специалиста.

Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково» подвел итог сессии следующими словами: «Цифровизация в области здравоохранения, на мой взгляд, это возможность при незначительном увеличении затрат серьезно увеличить эффективность лечения на практике — снять большую нагрузку с врачей, а также предоставить более квалифицированное обслуживание пациенту. Никакая другая технология в данный момент не способна столь значительно улучшить экономику системы здравоохранения».

Контакты Оргкомитета Телемедфорума:
Координатор – Васильева Елена Викторовна
org@telemedforum.ru, тел. +7 (981) 844-67-97.

https://telemedforum.ru
https://vk.com/digitalmed
YouTube
Telegram