Сервисные роботы от Promobot. Применение в медицине

22 Dec 2021
220
Прослушать

На выставке Medica 2021, которая проходила в ноябре текущего года в Дюссельдорфе (Германия), мы увидели множество интересных технологических решений от компаний разных стран. И тем приятнее нам было встретить российских экспонентов, которые показали интересное, причем не только работающее, но и уже реально внедряемое в разных странах решение.

Российская компания Promobot представила на выставке своих сервисных роботов, которые могут использоваться в различных сферах нашей жизни, в том числе и в здравоохранении. Сегодня уже существует несколько версий роботизированной системы компании, которые предназначены для различных задач. Разработанный специалистами компании робот общается с помощью искусственного интеллекта и самостоятельно передвигается, объезжая препятствия. Робот сам встаёт на зарядку, когда понимает, что заряд на исходе. Его не нужно постоянно контролировать.

Совместно с Пермским медуниверситетом Promobot разработал робота-диагноста, который может автономно перемещаться по клинике, измерять температуру, рост и вес, проводить первичный опрос пациентов, неинвазивно измерять уровень сахара (пока с недостаточной точностью) и кислорода в крови, проверять объем легких. По словам разработчиков, он уже способен проводить базовую диспансеризацию, т.е. он может все, кроме анализов и флюорографии. На диагностическом роботе установлены спирометр для определения дыхательной способности, пульсоксиметр, неинвазивный глюкометр, тонометр для измерения давления, термометр. Кроме того, устройство использует весы с беспроводным подключением. На основании опроса может сказать, нужно ли срочно обращаться ко врачу, и даже может записать к нему.

Робот может запоминать и узнавать пациентов, печатать результаты диагностики и рекомендации, а также подключаться к внешним сервисам. И, самое главное, робот автоматизирует сбор данных, снимая часть нагрузки с медицинского персонала. Выигрывают и медики, и пациент. Медики выигрывают, потому что робот может дать первичную информацию о состоянии пациента, а пациенты получают больше внимания, пусть в данном случае и не от "живого" человека.

Во время пандемии компания Promobot выпустил новый продукт — автономный терминал для измерения температуры тела. Компания предлагает решение с запатентованной системой измерения температуры по нескольким точкам.  Измерение занимает не более 5 секунд, а точность составляет 0,2 °C. При этом формируется журнал измерений, система может запоминать лицо и голос человека.

Работа устройства относительно проста. Человек подходит к терминалу. Аудиосигналы и инструкция на экране помогают занять правильное положение, а бесконтактный термометр измеряет температуру. На экране появляется результат. Этот результат автоматически отправляется в специальный журнал, а если температура повышена — в службу безопасности приходит оповещение. При использовании в организациях с большим количеством сотрудников система может блокировать пропуска сотрудников с высокой температурой.

Еще одна разработка компании Promobot - удаленно управляемый дезинфекционный робот, отличающийся высокой производительностью. Эта версия робота оборудована резервуаром с дезинфицирующей жидкостью и распылителем. Устройство способно безопасно передвигается по помещениям или местности с помощью ультразвуковых датчиков и системы GPS/ГЛОНАСС и преодолевает препятствия — лестницы, бордюры и другие объекты.

В нашем кратком обзоре мы хотим отметить еще две особенности разрабатываемых решений компании Promobot.

В одной из версий автономного сервисного робота внедрено программное обеспечение для распознавания эмоций человека. Оно позволяет роботам распознавать эмоции человека, определять тональность его голоса и в соответствии с предполагаемым состоянием человека продемонстрировать соответствующую эмоцию, а также выстроить диалог в соответствии с состоянием собеседника.

По данным компании, робот, ориентируясь на состояние собеседника, может выбирать стратегию общения — утешать, ободрять или поддерживать дружелюбный ход беседы, а также сможет отвечать в более живой манере. Данная функция делает общение между человеком и роботом более естественным. Если собеседник грустит, робот покажет веселую эмоцию, а если в агрессивном состоянии — будет общаться спокойно. В общей сложности доступно более 60 вариантов эмоционального взаимодействия.

В компании отмечают, что навык общения является для робота Promobot ключевой функцией. Эмоциональный искусственный интеллект позволяет сделать коммуникацию человека и робота более естественной.

Кроме этого, компания Promobot запустила серийное производство роботов, по своему виду похожих на человека. Антропоморфная машина двигает глазами, бровями, губами и поддерживает разговор. Такой робот может интегрироваться в бизнес-процессы организации и обладать любой внешностью, которую пожелает заказчик.

В базовой комплектации робот может отвечать на ограниченное количество вопросов и узнавать собеседников. Цена робота складывается из стоимости вычислительного блока для распознавания речи и образов, кастомизации образа, также в стоимость входит интеграция со сторонними системами и сервисами и платформа для передвижения машины.

Отметим, что создание гуманоидных роботов - сложная задача, над которой сегодня работают несколько компаний. Причем не все справляются с ней. Компания Softbank недавно сняла с производства робота-гуманоида по имени Pepper, поскольку его функционал недостаточно отвечал потребностям возможных заказчиков. А новый робот Astro от Amazon является по сути устройством Alexa на колесах после того, как более 800 человек потратили четыре года на работу над ним. Даже такой успешный человекоподобный робот, как Grace, созданный компанией SingularityNet, представляет собой лишь голову и верхнюю часть туловища женщины, а не является полностью мобильным гуманоидом. Элон Маск недавно заявил, что гуманоидный робот Tesla Bot находится в разработке и что прототип появится в следующем году, но, как известно, у Маска всегда проблемы с точным обозначением выпуска своих инновационных разработок.