Результаты опроса пациентов об их отношении к цифровизации здравоохранения
Опрос проводился в сети интернет. Ряду пациентских организаций была отправлена ссылка на опросник, которую они и распространили среди своих членов. В течение ноября 2019 года был получен 281 ответ на вопросы. Проведение опроса через пациентские организации обеспечило смещенную выборку, в которую попали в основном тяжелые хронические пациенты (89%), причем 64% ответивших являются также инвалидами по здоровью.
Еще один важный вывод, что пятая часть опрошенных – доверенные лица, обслуживающие тяжелых пациентов. А значит и все электронные сервисы о здоровье должны учитывать и эту категорию пользователей!
Опрос показал, что пациенты неплохо осведомлены об идущих процессах цифровизации здравоохранения (60%), но при этом 75% пациентов не знают, что целью этой работы будут цифровые услуги для граждан. Минздраву, видимо, надо больше рассказывать пациентскому сообществу о целях проводимой цифровизации.
Хорошие результаты дало введение систем записи на прием через интернет - всего 15% опрошенных ими не пользовались (при этом большая их часть сообщила о том, что сервис, который они провали - не работал). 85% пациентов – записывалось на прием через интернет, причем запись на едином портале госуслуг, через региональные системы и через региональные системы использовались относительно равноценно.
Очень важной частью опроса было выяснение отношения к телемедицине и ее востребованных пациентами сервисов. Проведенный опрос показал, что 75% опрошенных вообще никогда не пользовались телемедицинскими сервисами. Это особенно показательно, поскольку опрашивались именно хронические пациенты, для которых такие сервисы чрезвычайно важны!
Только 3% пользовались ими через специальные инструменты, предоставленные медицинской организацией. Пока самый «реальный» телемедицинский канал – это консультирование с врачом по телефону или через общедоступные мессенджеры (21%).
При этом общее отношение пациентов к телемедицине – очень позитивное. Только 10% считает, что для решения вопросов со здоровьем нужен личный контакт с врачом, а четверть опрошенных готовы в любой ситуации начинать с телемедицинского взаимодействия.
При этом интересно, какие свои проблемы пациенты хотели бы решать дистанционно? Самые востребованные выделены красным. Наименее востребованными (выделены синим цветом) оказались напоминания о приеме лекарств и первичные телемедицинские консультации. Характерно, что именно эти сервисы наиболее широко сейчас представлены среди имеющихся на рынке. Неожиданным оказалось то, что только половина опрошенных хотела бы заказывать лекарства с доставкой на дом. Казалось бы, что это должно быть востребовано практически всеми инвалидами по здоровью (а их в опросе 64%).
При этом более показателен выбор тех сервисов, которые пациенты не только хотели бы использовать «абстрактно», но и готовы заплатить за их использование. И тут бесспорный лидер – «Иметь канал связи, позволяющий задавать вопросы своему лечащему врачу»! Впрочем, четверть опрошенных готова оплачивать доставку лекарств на дом. На отдельной диаграмме (ниже) сопоставлено желание получать телемедицинские сервисы с согласием оплачивать их получение. Кроме канала связи с врачом и доставки лекарств на дом, значительная часть желающих готова заплатить за услуги дистанционной реабилитации.
Эти результаты демонстрируют, что пациенты достаточно хорошо понимают (и согласны оплачивать) те услуги, которые требуют дополнительных трудозатрат медицинского персонала. В то же время дистанционное получение и продление рецептов и направлений, которое должно просто стать элементом лучшей организации работы медорганизации, не воспринимается как услуга, требующая оплаты.
Два вопроса касались того планируемого Минздравом суперсервиса «Мое здоровье». Этот сервис планируется разместить на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ). Именно поэтому хотелось оценить уровень использования ЕПГУ пациентским сообществом. Результат оказался достаточно оптимистичным. Хотя только четверть опрошенных использовала ЕПГУ для решения вопросов со здоровьем, но более 70% «знает дорогу» на этот портал и, вероятно, будет пользоваться им, когда там появится широкий спектр решений, связанных со здоровьем.
Из планируемых на портале сервисов все выглядят вполне востребованными, при этом показательно, что взаимодействием с другими ведомствами хотели бы воспользоваться все те 64% опрошенных, которые указали, что они являются инвалидами.
Отдельная часть опроса, касалась отношения пациентского сообщества к цифровизации здравоохранения. Результаты свидетельствуют о том, что пациенты «видят» цифровизацию! Причем 63% видят компьютер почти у каждого врача.
Вопрос об отношении к цифровизации был немного провокационный. Мы хотели оценить тот «вал» негатива, который можно увидеть в соц.сетях по поводу того, что компьютеры затрудняют и замедляют работу врача. Но такого мнения придерживается всего 11%. Зато 57% готовы потерпеть эти небольшие неудобства ради выгод цифровизации!
И одной из главных выгод является быстрое и удобное получение своих медицинских документов в электронном виде. И в этом направлении пока явный «провал»! Больше половины хронических пациентов (давно и много болеющих) никогда не получали своих медицинских документов в электронном виде, и только 8% получали их в государственных медорганизациях. С этим надо что-то делать!
Общие выводы
Проведенное исследование является безусловно предварительным и «прикидочным», поскольку ответивших пациентов было достаточно мало. Однако его результаты уже являются достаточно показательными.
Необходимо расширить охват проводимого опроса, подключив не только хронических пациентов, но и другие категории граждан. Поэтому приглашаем всех желающих принять участие в опросе, перейдя по ссылке.
Просим всех также максимально широко распространить эту ссылку среди коллег и знакомых.