Ренессанс законодательства в области здравоохранения
Современная Российская правовая система предоставляет множество инструментов для сохранения и восстановления здоровья граждан.
Информационные технологии и развитие искусственного интеллекта на наших глазах в режиме онлайн совершают революционный переворот. Реструктуризация больниц, финансирование здравоохранения, реформа первичной медико-санитарной помощи и расширение охвата населения рецептурными лекарствами, некоторые виды ухода на дому и паллиативная помощь являются важнейшими компонентами устойчивой в финансовом отношении системы здравоохранения.
Прежние представления о совершенной системе здравоохранения трансформируются. Политическое внимание сместилось с идеи всеобщего здоровья населения на индивидуальное здоровье, программы бесплатного здравоохранения мирно уживаются с частной медициной. Пересматривается и дополняется законодательство о здоровье граждан медико-санитарные правила.
Такое пристальное внимание к законодательству в области общественного здравоохранения диктуется объективной необходимостью, требующей расширить права и возможности врачей и пациентов, урегулировать инновационные решения с использованием цифровых технологий.
Таким образом, закон может стать мощным фактором перемен в обществе, и врачи должны ознакомиться со всеми правовыми инструментами, имеющимися в их распоряжении. Они должны осознавать степень своей свободы и границы законодательных ограничений, чтобы подготовиться к решению сложных юридических, социальных и этических проблемы в случае необходимости.
В медицинском законодательстве чётко прописаны правовые полномочия и обязанности врачей и пациентов по вопросам сохранения здоровья и защиты интересов людей, законы и положения, прямо или косвенно направленные на снижение заболеваемости и смертности среди населения. Эти полномочия позволяют укреплять и сохранять здоровье населения в самых разных областях: от травм и профилактики заболеваний до санитарии.
Даже этот краткий анализ законодательства об основах охраны здоровья граждан РФ демонстрирует силу закона для укрепления здоровья населения. Права пациентов тоже гарантированы федеральным законом, например, право на получение копии медицинских карт и право хранить их в тайне. Важным правом пациента является информированное согласие. Это означает, что если больному нужно лечение, поставщик медицинских услуг должен предоставить ему информацию, необходимую для принятия решения.
Лечебные учреждения собирают, используют и раскрывают значительный объём личной медицинской информации. Закон обязывает медицинские учреждения и специалистов соблюдать разумную конфиденциальность. Однако в рамках чрезвычайных ситуаций, например, как сейчас в период эпидемии Коронавируса, структуры общественного здравоохранения также могут отслеживать медицинские записи, чтобы купировать вспышку опасных заболеваний.
Эпиднадзор крайне важен для борьбы с болезнями, но в ситуации пандемии он нарушает право на неприкосновенность частной жизни. И это оправдано необходимостью максимально обезопасить людей от смертельного заболевания.
Все мы понимаем, как быстро и тотально распространяется COVID-19. Вирус появился менее года назад, но эпидемией уже охвачена вся планета. Болезнь затронула жителей всех стран мира. Очевидно, что если ждать милостей от природы и лета в надежде, что жара остановит его продвижение, будет уже окончательно поздно. Предпринимаемые нашим государством меры для того, чтобы ограничить пандемию реализуются для того, чтобы максимально уберечь людей от опасности до того, как появятся лекарства.
Аналогичные примеры можно привести, говоря о необходимости проведения вакцинации, медицинских осмотров и повсеместной диспансеризации. Эти медицинские вмешательства чрезвычайно важны для предотвращения или контроля распространения инфекционных заболеваний, но они также могут нарушать права пациентов, такие как физическая неприкосновенность и религиозная свобода. Правовыми нормами современного законодательства определено, что медицинские вмешательства должны быть необходимы для здоровья населения и терапевтически приемлемы для пациента.
Карантин и свобода во время пандемий, как они регулируются Законом? Имеют ли должностные лица общественного здравоохранения право отдавать приказы об изоляции или карантине для защиты от распространения инфекционных заболеваний? В каких случаях изоляция и карантин становятся общепризнанными мерами по борьбе с инфекционными заболеваниями? Как могут быть разрешены противоречия в случае крупномасштабной чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, такой как пандемия Коронавируса?
Любой профессионал в области здравоохранения должен обладать как минимум базовыми знаниями медицинского законодательства. И врачам и пациентам желательно в оригинале ознакомиться с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Закон был призван заменить Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г. Он определил правовой, экономический и организационный фундамент охраны здоровья граждан, перечислил их права и обязанности в этой сфере, прописал гарантии их реализации. Законом также закреплены полномочия и ответственность властей, права и обязанности медицинских и фармацевтических организаций, работников отрасли.
Основные принципы охраны здоровья базируются на доступности и качестве медицинской помощи; недопустимости отказа в ней; приоритете интересов пациентов при её оказании. Также в базовые принципы включена охрана здоровья детей и профилактика заболеваний. Впервые на законодательном уровне закрепляется обязанность граждан Самостоятельно заботиться о своем здоровье.
Региональным органам исполнительной власти с 1 января 2012 г. Были переданы полномочия муниципалитетов по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медпомощи. На них также с 2014 г. Были возложены федеральные полномочия по обеспечению лекарствами лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Для их закупки регионам из федерального бюджета началось выделение субвенций.
Предусмотрено утверждение порядков оказания и стандартов медпомощи. Причём первые с 2013 г. стали обязательны для исполнения всеми медицинскими учреждениями государства. Чётко были разграничены бесплатные виды медпомощи и платные услуги. Было введено понятие паллиативной медпомощи - избавление от боли и облегчение других тяжёлых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
Закреплено право одного из родителей (иного члена семьи) бесплатно находиться вместе с ребёнком в стационаре. Детально регламентированы вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий.
Были введены ограничения для медицинских и фармацевтических работников на общение с представителями фармпроизводителей. Изменён порядок аккредитации. Была закрыта интернатура. Сокращено единоличное право лечащего врача на определение сроков действия больничный.
Стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон требует координацию деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в вопросах, касающихся реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирования населения об обстановке и принимаемых мерах в зоне чрезвычайной ситуации.
Информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий тоже является требованием закона.
В условиях напряжённой эпидемиологической обстановки телемедицине отводится новая важная роль, поэтому совершенствование правого регулирования удалённых медицинских консультаций в центре внимания политиков, общественности, юристов, врачей. Стоит вспомнить, что после внесения поправок в Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ, во второй статье, касающейся основных понятий, используемых в данном документе, появился пункт 22, в котором говорится об информационных технологиях, обеспечивающих дистанционное взаимодействие медиков между собой, врачей с пациентами или их законными представителями. Также в нём перечислены такие компоненты технологий, как идентификация и аутентификация указанных лиц, проведение документирования совершаемых ими действий, когда происходят консилиумы, консультации, организовано дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента.
В десятой статье, посвящённой вопросам доступности и качеству медицинской помощи, появился пункт о телемедицинских технологиях.
В условиях массового перехода в период пандемии на оказание онлайн-консультирования нужно обратить особое внимание на статью 36.2, подробно описывающую особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий.
Материал подготовлен при поддержке компании «Гарант»
Доступ к документам предоставлен