Развитие цифровых технологий и медицинского оборудования в период санкций

Развитие цифровых технологий и медицинского оборудования в период санкций

29 Mar 2023
144

Для цитирования:

Шадеркин И.А., Шадеркина В.А. Развитие цифровых технологий и медицинского оборудования в период санкций. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения

2022;8(4):61-71; https://doi.org/10.29188/2712-9217-2022-8-4-61-71

Сведения об авторах:

  • Шадеркин И.А. – к.м.н., заведующий лабораторией электронного здравоохранения Института цифровои медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет); Москва, Россия; РИНЦ AuthorID 695560
  • Шадеркина В.А. – уролог, научный редактор урологического информационного портала UroWeb.ru; Москва, Россия; РИНЦ Author ID 880571

ВВЕДЕНИЕ

После 24 февраля 2022 года в отношении России рядом стран были введены санкции – политические, финансовые, энергетические, технологические, транспортно-логистические и персональные. Кроме санкций, введенных на государственном уровне, значительное влияние на экономику оказывают решения крупных международных компаний о сокращении или приостановке деятельности на территории России. 

На момент написания статьи Россия – страна с самым большим количеством введенных против нее санкций в мировой истории. Так, на конец августа 2022 года в отношении России действовало 11 814 санкций, более 77% из них введено с 22 февраля. С 22 февраля под ограничения попали 2778 российских объектов, их число выросло до 5530, меры сравнили с «финансовой ядерной войной». Россия обошла Иран, Сирию и КНДР по числу санкций против ее физических и юридических лиц. 

Ограничения затронули финансовый сектор и фондовый рынок, экспорт и импорт, международные резервы, а мировые компании массово покинули Россию. К внешним вызовам добавились внутренние: в первую очередь это отток экономически активного населения и капитала из страны. 

IT-сектор России в последние годы рос быстрыми темпами, но был и остается зависимым от импорта. Мы рассмотрели развитие цифровых технологий и медицинского оборудования в период санкций, адаптацию российских разработчиков, ученых, врачей к санкциям, а также перспективы и прогнозы влияния санкций на развитие телемедицины. 

ПОЛОЖЕНИЕ ДО САНКЦИЙ – ЭКСПОРТ И ИМПОРТ В ТМТ

В основе телемедицинских технологий (ТМТ), как и в подавляющем большинстве других медицинских технологий, лежат разнообразные ресурсные компоненты, суммирование которых приводит к организации медицинской помощи. 

Процесс формирования технологии начинается с открытия учеными/врачами и изучения физических, физиологических компонентов. Эти открытия превращаются в образцы, прототипы технологических решений, которыми занимаются уже технические специалисты – разработчики, инженеры и т.д. Прототипы апробируются в эксперименте и в клинических условиях, результаты исследований анализируются, оцениваются и публикуются в научных изданиях (журналах биомедицинской направленности). Затем к работе подключается серийное производство изделий, в котором участвуют команды людей, компетентных в производстве, и производственные площадки. 

При производстве используются базисные решения и наработки (комплектующие, библиотеки), как правило, созданные другими командами. Созданные решения проходят процедуру оформления и получают регистрационное удостоверение (РУ), после чего запускается процесс производства, маркетинга, продвижения и продаж. Со временем формулируется и оттачивается методология, накапливается практический клинический опыт, далее происходит обмен этим опытом, создаются образовательные программы для врачей и других специалистов, что способствует дальнейшему развитию технологии. 

Таким образом, за конкретным решением – медицинским прибором или программным обеспечением – стоит большая команда людей, занимающаяся его созданием, и длительный период формирования и становления технологии. 

Стоит особо отметить, что каждое решение или технология не существуют отдельно, они являются очередным «кирпичиком» в огромном здании здравоохранения. Например, медицинская информационная система (МИС), даже полностью написанная с нуля российскими разработчиками, часто в своей основе содержит системы управления базами данных (СУБД), библиотеки и другие компоненты, которые созданы другими, как правило, международными командами. Написание МИС происходит в программной среде разработки, создателями которых в подавляющем большинстве являются международные компании. МИС запускается на компьютере в операционной системе, но большая часть компьютеров (как аппаратных комплексов, так и операционных систем), являются иностранным продуктом. Поэтому говоря о том, что Россия занимается собственным производством медицинских решений, надо всегда понимать, что речь идет лишь о небольшом продукте, встроенном в огромную международную экосистему. 

До периода полномасштабных санкций создание, разработка и применение технологий находилось в большой экосистеме и не было необходимости всесоставляющей этой экосистемы иметь собственного производства, так как была возможность использовать международные решения. Если смотреть под этим углом зрения на российский импорт и экспорт ТМ-решений, то видно, что бОльшую часть процесса до недавнего времени занимал импорт, и меньшую часть – экспорт российских решений. В связи с этим проще перечислить российские экспортные решения. Тут стоит сделать ремарку – говоря об экспорте, мы имеем в виду потенциальный экспорт, или, другими словами, те решения, которые созданы в России и используются на ее территории. 

Подавляющее число российских решений в сфере ТМ представляют собой программное обеспечение (ПО). Российскими разработчиками созданы программы в оптимальном соотношении цены-качества и удобства использования, что позволило им занять практически всю нишу ПО, не дав возможности зайти на рынок ПО из-за рубежа. В первую очередь, это касается МИС (АМУЛЕТ, ArchiMed, Дока+, КМИС и др.) и ТМ-платформ (Медведь.Телемед, Сберздоровье, Nethealth.ru и др.) для профессионального использования. 

Таким образом, до периода санкций 2022 года, рынок ПО в медицине был занят российскими продуктами. 

Неплохую позицию в этом отношении занимали системы для видеоконференц-связи (например, TrueConf), созданные российскими разработчиками. 

Если смотреть на ТМТ с позиции экосистемы, описанной выше, то в этом ряду в России есть свои наработки: операционные системы (Astra Linux, ROSA Linux и т.д.), а также системы управления базами данных – СУБД (Postgres Pro). 

Теоретически существовала возможность использования на одной рабочей станции полностью российского ПО, однако на практике, технологические, финансовые, организационные барьеры не позволяли это реализовать. 

Новую нарождающуюся отрасль ПО, направленную на потребителей (пациентов), начали формировать мобильные приложения и решения на базе «тонкого клиента» (веб-браузерные решения). В этом секторе тоже стали появляться российские решения (Сберздоровье). 

Российских аппаратных решений в сравнении с программным обеспечением было не так много. Стоит отметить российские медицинские приборы для ТМ (Kardi.ru, Этта), а также комплекты российского производства, которые могут включать в себя не только российские приборы (ICL), но и программное обеспечение, созданное российскими разработчиками и управляющее этими приборами. 

Отдельно стоит отметить такие крупные (федеральные, региональные) информационные системы российского производства, которые используются в том числе в ТМ – ЕГИСЗ, а также программные шины, которые позволяют интегрировать между собой разрозненные элементы (Нетрика, Medme (Медми)). 

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ