Потенциальные возможности России в рамках инноваций в цифровой медицине
Если очень укрупнённо рассмотреть цифровую медицину, то она состоит из:
- программного продукта («софта») и
- «железа» (аппаратной части), как правило микроэлектроники.
Давайте вместе взглянем на эти две составляющие цифровой медицины с позиции возможностей нашей страны создавать и развивать свои решения в этом направлении.
Мы пытаемся представить российских разработчиков и инженеров в сфере программного обеспечения, как достаточно продвинутых и имеющих хорошую репутацию, в том числе и за рубежом. Так же представляется и их опыт в создании инновационных программных продуктов. Отчасти это так, но справедливости ради нужно отметить, что базисные разработки в IT-индустрии сейчас ведутся большей частью не в России.
Сейчас сложилась такая ситуация (не будем давать ей какую-либо оценку), что технологии и патенты находятся у «Запада»: используемые в практике языки программирования, оболочки для создания продуктов, программные продукты для создания искусственного интеллекта, наработанные библиотеки (включая библиотеки для создания сверхточных нейронных сетей для глубокого машинного обучения).
Такие решения принадлежат крупным коммерческим IT-компаниям, в первую очередь локализующимся в США и Европе. Они находятся в открытом свободном доступе под разными лицензиями, регламентирующими их использование. Российские разработчики умеют неплохо ими пользоваться при создании прикладных продуктов на их базе, куда входят и решения для цифровой медицины.
Если с российскими программистами вопрос может вызвать бурную дискуссию - найдутся те, кто не согласится с моей точкой зрения, то, что касается роли России в создании решений в железе, надеюсь, сторонников моей точки зрения будет больше. Россия растеряла свою компетенцию в создании компонентной базы для микроэлектроники.
В основном в России сейчас проводят микроэлектронику для военных целей, где цена разработки и производства имеет второстепенное значение. Производство микроэлектроники (печатных плат, компонентов), корпусов (в первую очередь пресс-форм), электропитания, сенсоров сместилось на восток, в первую очередь, в Китай.
Данная ситуация касается не только России. Большинство серийного производства микроэлектроники из США перенесено в Китай. Не все, конечно, но продукты широкого потребления - в первую очередь.
Это связано с тем, что потребительский рынок сильно глобализирован. Чтобы выпускать конкурентные по цене и качеству продукты, надо это делать в больших объемах и постоянно выпускать новые релизы и новые продукты, чтобы удержать нишу в непрерывно меняющемся рынке.
Однако, в Китае есть сложности с креативным подходом, созданием принципиально новых продуктов, с дизайном. Как правило, китайские и восточные разработчики очень хорошо могут копировать и создавать дешевые копии успешных продуктов. Базисные и новые технологии создаются в большом количестве на Запале и, в том числе, до сих пор в России. И тут у нас есть возможность удержать и развить свое конкурентное преимущество на глобальном рынке, а не только внутри России, занимаясь протекторатом.
Цифровые медицинские решения требуют доступа к медицинским данным и наличию экспертов среди врачей и ученых. На Западе, особенно в США – медицинские данные и врачи-эксперты – очень дорогие и высоко зарегулированные ресурсы. В России проще получить доступ к пациенту и медицинским данным, и многие врачи готовы к сотрудничеству. Я не призываю ставить на россиянах эксперименты. Я за разумный, цивилизованный и этический подход к решению данного вопроса. В рамках краткого обсуждения не получится раскрыть как это можно сделать на практике. Это тема для еще одного нашего обсуждения.
В связи с этим, у России, как мне кажется, есть возможность создать инновационные цифровые продукты в медицине, которые могут быть конкурентными на мировом рынке.
Такой путь возможен при соблюдении следующих шагов.
- Создавать центры и коллективы по разработке этих решений
- Поддерживать их работу финансово и регулярно
- Доводить продукт до прототипирования
- Защищать продукт патентами, в том числе международными
- Производство продукта делать на контрактах контролируемых площадок в Азии (Китай, тут пока не имеет большой альтернативы)
- Клиническую апробацию проводить на территории России
- Выходить с готовыми продутом на международный рынок (в том числе и «за международными» деньгами, соблюдая определенные правила, о которых лучше поговорить во время следующей нашей встречи).
И да пребудет с нами сила 💪
Научный редактор портала EverCare.ru, к.м.н., врач-уролог – Шадёркин Игорь Аркадьевич